У меня все время что-то ломается в электронных устройствах: то кнопка на ноутбуке не реагирует на прикосновение, то экран треснул на телефоне после падения или динамики захрипели. И возникает вечный вопрос – куда обратиться, чтобы починили на совесть и при этом не обманули, потребовав плату за несуществующие проблемы?
Сегодня расскажу о способах обмана, которые практикуют как сервисные центры, так и частные мастера-самоучки. Вот на что следует обратить внимание, чтобы не переплачивать за ремонт.
СКОЛЬКО ДАДИТЕ?
Как-то у меня забарахлил ноутбук – аккумуляторы на нуле и зарядка не помогает. Иду в сервис, чтобы узнать что случилось.
– Диагностика бесплатно, – говорит приемщица.
Я и повелась на эту уловку. Документы не оформляли, квитанцию не выдали, сказали подождать 5 – 10 минут.
Пока ждала, позвонила подруга с работы и сказала, что это была проблема с сетью у нас в офисе, а мой ноутбук ни причём. Но я всё равно решила узнать – в каком состоянии мой компьютер. Иду к стойке. Где мне с сожалением сообщают, что умерла материнская плата и выгорел контакт. Ремонт обойдётся в тысячу рублей, плюс стоимость зарядки, которую тоже нужно заменить.
Я не стала говорить, что мой ноутбук вполне «здоров». Попросила отдать устройство. Мол, так много платить не готова. Тогда вышел мастер и спросил: «А сколько вы можете заплатить»? Услышав, что я вообще решила не ремонтировать свой гаджет, мастер понизил цену в два раза, а потом и в четыре.
После этого приключения я и занялась выяснением аферистских приёмов при починке компьютеров и телефонов.
СПОСОБЫ ОБМАНА
Дополнительные услуги. Случается, клиент приносит ноутбук в мастерскую и говорит, что тот не включается. Ему отвечают, что сгорела материнская плата, и заодно предлагают почистить аппарат от пыли, сменить блок питания или что-то ещё, хотя особой необходимости в этом нет. Поэтому выясните: в чём состоит проблема, и не идите на поводу у ремонтников, предлагающих дополнительные услуги.
Переустановка Windows. Это самый популярный развод, на который ведутся слабо разбирающиеся в технике клиенты. Лицензионные версии операционной системы на официальном сайте стоят в районе 100 долларов. В сервисном центре вам скажут стоимость лицензионной версии и покажут ссылку на официальный сайт. Вы заплатите полторы тысячи рублей с полной уверенностью, что вам установили настоящий продукт. А мастер зайдёт на сайт Ebay, купит лицензионный ключ за 8 – 10 долларов, а разницу положит в карман. Бывает и хуже – установит на ваш комп пиратскую версию. Поэтому, если есть необходимость, купите Windows на сайте самостоятельно, а переустановку пусть сделает специалист в вашем присутствии.
Стоимость ремонта и цена запчастей – отдельно. Например, дисплей на телефон стоит 800 рублей, а его установка – 200. Вместе получается тысяча. Но некоторые мастерские делают разграничение, а некоторые – нет. То есть вы переплачиваете за то, что способны сделать самостоятельно. Например, платите 200 рублей за замену батареи на телефоне, что можно сделать за 30 секунд самому. Поэтому спросите, что входит в стоимость замены конкретной запчасти. Вдруг вы сами установите её, и не придётся переплачивать.
Установка бывших в употреблении деталей. Клиенту трудно определить, новая деталь или старая. Если её не вытащили при вас из заводского пакета, то есть вероятность, что она не новая. Хотя, некоторые б/у детали вполне хорошо работают, но это тоже обман со стороны ремонтников. Так что не стесняйтесь потребовать у ремонтников чек на заменённую деталь.
Предоплата. Вы принесли в мастерскую ноутбук с погасшим экраном. Вам сразу без осмотра и диагностики сообщили стоимость ремонта. Понятно, что мастер оценил стоимость починки экрана и озвучил сумму в несколько сотен, а при осмотре может выясниться, что порвался или выскочил с разъема шлейф, тогда ремонт будет стоить копейки. Настаивайте, чтобы провели диагностику (обычно это занимает минут 30) и просите прайс-лист с ценами на все виды работ.
«ЧЁРНЫЕ» МЕТОДЫ
Отдельно выделю два способа настоящего мошенничества, бороться с которым обычному клиенту довольно сложно.
Подмена рабочих запчастей. Во время ремонта в устройстве заменяют детали в хорошем состоянии на устаревшие. Например, вы принесли ноутбук, в котором вышла из строя кнопка (touch-панель). Вам её заменили, но также заменили и Wi-Fi модуль. Зачастую он поддерживает Wi-Fi и Bluetooth, что несколько дороже, чем один Bluetooth. Но многие пользователи не используют Bluetooth, поэтому, когда у них исчезает эта опция, не замечают мошенничества.
Не всегда заметит пользователь, что ему поменяли процессор. Например, до ремонта стоял Intel Core i7, а после стал Core i3. Также и с другими деталями.
Устройство не подлежит ремонту. Этот наглый «развод» состоит в следующем: в вашем телефоне незначительная поломка, а после «диагностики» вам говорят – устройство не подлежит ремонту. На телефоне всего лишь не работает кнопка включения, а мастер начинает вздыхать и сообщает, что это устройство можно разве что взять на запчасти и предлагает «пару копеек». Доверчивый клиент дает согласие и получает сотню-другую рублей за свой iPhone, сданный на запчасти. Потом мастер меняют кнопку включения, и продает телефон за несколько тысяч.
КАК СЕБЯ ОБЕЗОПАСИТЬ
Перед тем как идти в мастерскую или вызвать мастера домой, позвоните в несколько разных фирм и проконсультируйтесь. Даже по стилю общения по телефону вам будет легко определить степень компетентности консультанта: как внимательно он вас слушает, какие дополнительные вопросы задаёт, как быстро отвечает.
Прежде чем нести технику в мастерскую, запишите её характеристики (какой процессор, оперативная память и др.). Сделайте фотографии номеров деталей и комплектующих, скриншоты настроек. Когда будете забирать, требуйте отдать вам детали, которые заменили.
Ну и само собой, обращайтесь к проверенным специалистам, читайте отзывы в интернете. Если человек недоволен какой-то мастерской или был там обманут, то он сразу раструбит об этом в соцсетях.
Свежие комментарии