Жителям Бендер, Тирасполя и остальных населённых пунктов, расположенных ниже по течению реки Днестр, не позавидуешь. На улице стоит жара, а им даже искупаться в речной воде нельзя. Поскольку Республиканский Центр гигиены и эпидемиологии запретил использование реки Днестр для купания, массового отдыха и занятий спортом до особого распоряжения.
Причина – авария в районе насосной станции в Бендерах, в результате чего в Днестр попали канализационные стоки.Впрочем, жителям городов и сёл, расположенных выше по течению, тоже радоваться нечему. Поскольку чистота днестровской воды по всей протяжённости русла, а также в других водоёмах республики, оставляет желать лучшего. Это показывают результаты исследований, которые регулярно проводят сотрудники Центра гигиены и эпидемиологии. В частности, неделю назад из ряда водоёмов были взяты 25 проб воды. В шести из них выделили холероподобный вибрион: в Слободзейском районе – 1, Рыбницком – 4, Каменском – 1. Кроме того в Тирасполе, Слободзейском, Дубоссарском, Рыбницком и Каменском районах обнаружены микроорганизмы, которые указывают на фекальное загрязнение воды. То есть в Приднестровье практически нигде нельзя купаться без риска подцепить какую-то заразу. Но люди всё равно лезут в воду.
Результат, как говорится, налицо. Точнее, на организм. Только с 10 по 16 июня медики зарегистрировали 70 случаев заболеваний острыми кишечными инфекциями, что на 15 процентов больше, чем в том же периоде прошлого года. 33 пациента – дети и подростки. К счастью, обследование на холеру дало отрицательный результат у всех пациентов.
Тем не менее эпидемиологи оценивают ситуацию с кишечными инфекциями как неблагополучную. Особенно высок уровень заболеваемости кишечными инфекциями в Тирасполе и Дубоссарском районе. Понятно, что не всегда причиной развития таких заболеваний становится именно купание в водоёмах. Но загрязнённая вода всё же играет основную роль в заражении бактериальными инфекциями.
О том, что Днестр сильно загрязнён, экологи говорят уже не первый год. Причём подчёркивают, что основную роль в этом играет несовершенство канализационных систем в прибрежных населённых пунктах. Говоря попросту люди сливают в реку все свои биологические отходы. Причём не только и не столько со стороны Приднестровья, сколько Молдавии. Взять, например, город Сороки, расположенный выше приднестровской территории по течению реки. Ещё в 2001 году Украина признала сорокские очистные сооружения, хотя их по сути и нет, объектами, которые могут привести к экологической катастрофе на Днестре. Местные власти пытались решить этот вопрос. Но на обустройство станции по очистке канализационных вод необходимо 5 миллионов евро. А их нет и взять неоткуда. Центральные же власти делают вид, что проблемы не существует. Более того, по заверению молдавской экологической службы, уже через 20 километров вниз по течению от Сорок Днестр самоочищается. Ему в этом помогают элементы естественной экосистемы. То есть рыба, микроорганизмы, растения, камышовые заросли. А показатели загрязнённости воды вполне соответствуют норме. Однако экологи опровергают это утверждение. Мол, если по гидрохимическим показателям, то да – катастрофы нет. Но бактериологические показатели просто опасны для здоровья людей.
О том, что днестровская вода грязная, говорят и исследования научных сотрудников из заповедника «Ягорлык». Так, в августе и сентябре 2022 и 2023 годов они зафиксировали неоднократные случаи массовой гибели рыбы. Причина – поступление химически загрязнённых вод с акватории Дубоссарского водохранилища. В свете этой ситуации заявлять о том, что днестровская вода через пару десятков километров самоочищается, просто смешно.
Впрочем, загрязнённая вода поступает в Днестр не только в районах больших городов, где очистные канализационные станции работают абы как. Люди сливают отходы в реку и в районе сёл. Кроме того, экологи отмечают высокую степень загрязнённости малых рек, впадающих в Днестр. А их – более 14 тысяч. Воду в таких реках относят к IV (грязная) и V (очень грязная) классам. Поскольку они загрязнены фосфатами, нитритами, аммонийным азотом, а также фенолами и нефтепродуктами.
Чтобы решить эту проблему, необходимо плотное международное сотрудничество Молдавии, Украины и Приднестровья. А также достаточно большие инвестиции. Но возникает ощущение, что властям это просто не нужно. Молдавия и Украина вот уже много лет никак не могут договориться даже о запрете на строительство новых гидроэлектростанций, которые грозят превратить Днестр в болото. А также наладить с Приднестровьем единую систему контроля за выловом рыбы. Что касается денег, то молдавские власти тратят европейские кредиты на что угодно, только не на решение насущных экологических проблем. Об Украине сейчас вообще речи нет – она озабочена совсем другими проблемами. Приднестровье тоже не настолько богатая страна, чтобы во всех сёлах и городах построить современные высокоэффективные очистные станции. Хотя всё же изыскивает средства на то, чтобы содержать в порядке канализационное хозяйство хотя бы в больших городах и даже изыскивает средства, чтобы улучшить ситуацию с очистными водами в сёлах. Но это по сути сизифов труд без активного участия соседей по реке.
Впрочем, не стоит кивать только на соседей. Взять, например, ручей Колкотовый, который впадает в Днестр. Он протекает исключительно по территории Приднестровья через Тирасполь и пригородные села Ближний Хутор и Суклея. То есть не подвержен трансграничному загрязнению. Между тем качество воды в этом ручье стабильно относится к IV классу загрязнённости. В ней регулярно обнаруживают сульфаты и хлориды, остатки пищи и промежуточные продукты гниения органических веществ, следы фекального загрязнения, а также моющих средств, нефтепродуктов и жиров. Откуда всё это? Во-первых, в ручей сбрасываются неочищенные канализационные сточные воды села Ближний Хутор. Во-вторых, жители окрестных домов сбрасывают на берег ручья бытовые отходы и строительный мусор.
А ведь территорию бассейна Днестра населяют более 5 миллионов человек. И все они сначала гадят в воду реки и на её берегах, а потом не только купаются в ней, ловят рыбу, но ещё и пьют речную воду.
В общем, проблемы Бендерской очистной станции, безусловно, рано или поздно решат. Но станет ли вода в Днестре чище и безопаснее, это вряд ли. Эпидемиологи как выявляли каждый год так и будут выявлять в воде нашего региона и холероподобные эмбрионы, и кишечные палочки, и вирусы гепатита, и бог знает что ещё. Потому что чистота Днестра – это дело общее как на уровне властей стран, территория которых граничит с рекой, так и на уровне жителей прибрежных населённых пунктов. Но похоже сообща гадить в реку люди научились, а вот вместе решать её проблемы, не умеют.
Свежие комментарии