КАКИМ профессиям необходимо обучать в системе профессионального образования и чьё обучение должно быть за счёт бюджета? Об этом говорили на одном из последних совещаний в правительстве.
«Необходимо менять подход полностью, когда говорим о среднем профессиональном образовании. У нас где-то готовят слесаря зерносушильных комплексов?
Нигде! Сварщиков элементарных и тех не хватает. Хотел бы вас сориентировать и направить на то, что, если мы говорим об обучении за счет бюджета, то на бюджетной основе должны учиться специальностям, которые представлены у нас реальным сектором экономики», – уверен председатель правительства Александр Розенберг. И дал соответствующие поручения Министерству просвещения.Впрочем, в Минпросе кадровые проблемы республики давно пытаются решить. Наладили систему дуального образования, которое подразумевает плотную взаимосвязь учебных заведений с предприятиями и организациями. Ежегодно выделяют для техникумов средства на бюджетное обучение определённого количества студентов по определённым профессиям. А теперь вот готовят дорожную карту для СПО.
Причём такая активная работа органов исполнительной власти в кадровой сфере длится уже несколько лет. Но получилось ли таким образом решить кадровые проблемы в Приднестровье? Посмотрим статистику.
ТАК, в начале 2021 года число вакантных мест в республике составляло 2.946 единиц*. К концу года эта цифра увеличилась до 3.782. То есть ситуация всего за год стала заметно хуже. Так, может быть, дело в том, что в Приднестровье, как регулярно заявляют власти, просто создаётся больше рабочих мест. А потому и потребность в рабочих возрастает? И снова статистика в помощь.
В частности, всё в том же 2021 году количество созданных рабочих мест составило 1.065. А ликвидировали 984 места. То есть потребность в рабочих возрастает совсем не потому, что экономика республики активно развивается. А почему тогда?
На этот вопрос как нельзя лучше ответит опять же статистика. В прошлом году с работы уволились 20.706 человек. Устроились на работу – всего 18 406 человек. А число занятых в экономике сократилось на 2.287 человек. То есть эти люди ушли на пенсию, или вообще уехали из республики, или по состоянию здоровья не смогли больше работать. Плюс вызывает беспокойство ещё один аспект – заметная текучка кадров. То есть почти пятая часть всех работников меняют место работы. Причём основная их масса увольняются с предыдущего места работы по собственному желанию.
К СОЖАЛЕНИЮ, статистика не отражает причин, по которым люди уходят с работы. Даже в заявлении на увольнение эту причину указывать не надо. А между тем – это важный фактор. Ведь просто так человек не бросает работу. Значит, есть какие-то проблемы внутри предприятий. Может, большие нагрузки, или пренебрежение работниками со стороны руководства, или плохие условия труда?
Впрочем, чаще всего, как показывает практика, люди уходят потому, что им мало платят. А зарплаты во многих отраслях экономики Приднестровья оставляют желать лучшего. Хотя, судя по статистике и заявлениям представителей власти, с этим в республике всё хорошо. То есть зарплаты приднестровцев растут чуть ли не ежемесячно. Вот только тут необходимо учитывать два важных момента. Во-первых – рост цен. Он в последнее время, увы, заметно опережает рост зарплат. Особенно если учитывать не просто средний уровень инфляции, а показатели увеличения стоимости самого необходимого: продуктов питания и жизненно важных непродовольственных товаров, а также необходимых услуг. И потом, подход усреднения применяется также и в определении размера зарплат. То есть статистика показывает средние цифры по республике, отдельным районам или конкретным отраслям. Однако размер зарплат, например, у руководящего состава и работников может отличаться в разы. Но этого в статистических данных не видно. Отсюда и создаётся впечатление, что в Приднестровье с зарплатами вроде бы всё нормально.
Вот только приднестровцы, видимо, так не считают, раз в республике так остро в течение многих лет стоит кадровый вопрос. И вряд ли причиной этого можно назвать только лишь недостаточное качество образования или прорехи в системе профессиональной подготовки.
ВЗЯТЬ, например, сварщиков, на острый дефицит которых сетовал глава правительства Александр Розенберг. Больше всего их не хватает в Тирасполе. Минимальная зарплата, которую предлагают работодатели таким специалистам – от трёх тысяч рублей. Максимальная – от пяти тысяч рублей. Конечно, на фоне некоторых других вакансий эти суммы выглядят неплохо. Ведь отдельным рабочим вообще платят МРОТ. То есть иногда меньше двух тысяч рублей. Но сможет ли рабочий на такую зарплату, например, скопить на жильё, поехать в санаторий или на море, купить необходимые лекарства в случае, если заболеет сам или кто-то из членов семьи, сводить семью в театр или кино? Нет, конечно! По нынешним ценам такой зарплаты с трудом хватит на минимальные нужды: самая простая еда, одежда из секонд хенда, оплата коммунальных услуг.
Конечно, власти внедряют вспомогательные социальные программы. Например, предоставляют льготные путёвки на санаторное лечение для трудящихся. Но их намного меньше, чем тех, кто нуждается в поправке здоровья. К тому же воспользоваться такой путёвкой можно только один раз в два года и в основном работникам крупных предприятий. Поскольку путёвки распределяются в зависимости от численности работников и размера отчислений в соцфонд. Есть ещё, например, программа по льготному приобретению жилья, но опять же воспользоваться ею могут не все по разным причинам. Немало, казалось бы, государство тратит и на работников, которые трудятся на вредных производствах или заняты тяжёлыми работами. Их в республике немало – 35.256 человек. В 2021 году такие затраты составили больше 60 миллионов рублей. Они ушли на обеспечение работников спецодеждой, молоком, бесплатным лечебно-профилактическим питанием и так далее. Причём чуть больше половины этих денег ушли на повышение зарплат. Но не всем, а только 8.342 работникам. И в среднем каждый из них получал доплату за вредную или тяжёлую работу в размере примерно 300 рублей. Цифра не просто смешная, а унижающая людей, которые отдают своё здоровье ради… Чего? Вряд ли даже сами они ответят на этот вопрос.
ТАК ЧТО готовить специалистов рабочих профессий, конечно, надо. Как и поднимать их престиж, рассказывая молодёжи о важности для общества работы слесарей, трактористов, сварщиков и так далее. Но одновременно необходимо и создавать такие условия, чтобы все эти работники потом, отработав обязательные несколько лет за бесплатное обучение, не увольнялись и не уезжали из республики.
И для начала надо хотя бы отказаться от практики усреднять важные в социальном плане показатели. Поскольку за средними цифрами прячется огромная социальная пропасть между различными категориями трудящихся, которую одними рассказами о важности рабочих профессий не сократить. Потому что жить в нищете, испытывая при этом гордость за свою профессию, довольно сложно.
_________
*Без внешних совместителей.
Свежие комментарии