Аккуратный заборчик из разноцветных полукружий. Персонажи из сказок и мультиков: шкодливая Маша, серьёзный Медведь, Колобок… И конечно, величавые лебеди – куда уж без них.
В Рыбнице, впрочем, как и в других городах Приднестровья, народные умельцы при помощи старых автомобильных шин, инструментов и краски буквально преображают дворы, превращая их в «райские сады».
Как говорится, дёшево и сердито.Вот только мало кто знает, что такая красота небезопасна. Поскольку при изготовлении автомобильных шин в резину добавляют полимеры и другие химические компоненты. В результате лежащие на свалке или в лесу шины разлагаются около 100 лет. За это время такие отходы наносят большой вред как природе, так и человеку. Вредные вещества от них попадают в воздух, в почву, в воду… Регулярно в ходе экологических акций и субботников рыбницкие волонтеры и активисты находят десятки выброшенных отработанных шин в лесопосадках и на берегу Днестра. Частенько шины сжигаются, особенно в сёлах, что также очень опасно для природы и человека.
А вы чувствовали неприятный запах от отработанных шин, который появляется, когда они нагреваются на солнцепёке? Это результат выделения диоксинов, которые вредны для здоровья. И ими дышат дети, играя на площадках украшенных поделками из автомобильных шин. Кто-то может возразить, что краска не даёт резиновой поверхности испарять всякие вредные вещества. Но специалисты опровергают этот довод.
Кстати, с недавних пор в Приднестровье автомобильные шины внесли в список опасных отходов наряду с отработанными батарейками и ртутными градусниками. Раньше перечень таких отходов и порядок обращения с ними был прописан в постановлениях правительства ПМР. Однако их отменили. Взамен появился приказ Государственной службы экологии. В этом документе подробно расписаны требования не только по сбору и утилизации батареек и ртутных градусников, а также порядок обращения с автомобильными шинами.
Возможно, что появление нового раздела в приказе Госслужбы связано с тем, что пару лет назад в Приднестровье появилось первое предприятие, специализирующееся на переработке отработанных шин – СООО «Еродалс». И это большой шаг вперёд для улучшения экологической ситуации в Приднестровье. Ведь чем больше видов отходов будет перерабатываться, тем меньше мусора попадёт на полигоны. А с ними и так есть проблемы. Например, мусорный полигон в селе Малаешты переполнен и последствия этого часто видны, когда едешь по трассе Тирасполь – Каменка. В ветреную погоду придорожные кусты и земля усеяны полиэтиленовыми обрывками.
Но вернёмся к автомобильным шинам. В частности, приказ Госслужбы экологии запрещает сжигать отработанные покрышки или выбрасывать их как обычный мусор. В документе установлен порядок их сбора и хранения для последующей передачи на переработку.
То есть шиномонтажные предприятия должны обеспечить раздельное хранение отработанных шин от других отходов до момента передачи на утилизацию специализированной организации. А также получили право принимать такие отходы от клиентов для накопления их на собственной территории с последующей передачей на переработку.
Кроме того, государственные администрации в каждом городе должны будут оборудовать специальные площадки для сбора отработанных шин. Адреса таких площадок приднестровцы смогут узнать на официальных сайтах.
Все собранные таким образом отходы будут сдавать на предприятие «Еродалс» для переработки. Туда же будут отправлять отработанные шины и органы государственной власти, а также их подведомственные организации.
Конечно, немного беспокоит, что уровень исполнительной дисциплины приказов госслужбы у граждан и чиновников ниже, чем у постановлений Правительства. Однако сам факт того, что в правовом поле Приднестровья появилась система управления отработанными шинами, уже хорошее начало. Кстати, в России использование отработанных шин на клумбах и в детских садах запрещается. А для тех, кто игнорирует эти требования, даже предусмотрен определённый штраф. В Приднестровье пока таких жёстких мер не принято. Тем не менее надо полагать, что во дворах станет меньше резиновых лебедей, а со временем они вообще исчезнут. Но это не значит, что вместе с ними должны исчезнуть и «райские сады». В конце концов их можно создавать из более экологических материалов. Возможно, это будет дороже. Но безопасность детей и вообще всех жителей Приднестровья намного дороже.
Свежие комментарии