Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) поставил точку в спорах о соблюдении права человека на свободу во время локдауна. Судьи признали, что карантинные ограничения не нарушают Европейскую конвенцию по правам человека. А сравнивать карантин с лишением свободы – неприемлемо.
Эту информацию распространил в своём специальном обобщении Верховный суд России. Хотя решение ЕСПЧ было вынесено по делу, в котором ответчиков являлась не Россия. Однако нарекания на ограничение свободы во время локдауна возникали во многих странах. Но до ЕСПЧ по этому вопросу дошёл гражданин Румынии.
«В связи с пандемией COVID-19 на всей территории Румынии было введено чрезвычайное положение по соображениям общественного здравоохранения. Гражданам запрещалось покидать свои дома под угрозой наложения штрафа, за исключением строго определенных случаев и при наличии документа, подтверждающего наличие уважительной причины», – привёл слова заявителя в своём обобщении Верховный суд России. Гражданин Румынии также утверждал, что не был заражён вирусом и не контактировал с заболевшими, но тем не менее был вынужден находиться на карантине в течение 52 дней. А это, по мнению, заявителя равносильно «лишению свободы».
Однако ЕСПЧ чётко пояснил, что ограничительные меры подобного рода не нарушают прав человека. Карантин применялся ко всем гражданам в государстве. И в случае необходимости человек мог выходить из дома и сохранял социальные контакты.
«ЕСПЧ установил: степень интенсивности ограничения свободы передвижения заявителя не была такой, при которой всеобщий карантин мог бы рассматриваться в качестве лишения свободы», – подчёркнуто в обобщении Верховного суда России.
Надо отметить, что Страсбургский суд впервые рассмотрел применимость Европейской конвенции по правам человека к национальному карантину, который введён с целью безопасности общественного здравоохранения.
«Решение было принято через пять месяцев после подачи жалобы, в то время, когда пандемия COVID-19 все еще продолжается. Суд признал, что пандемия может иметь очень серьёзные последствия не только для здоровья, но и для всего общества, экономики, функционирования государства и жизни в целом, поэтому сложившуюся ситуацию следует охарактеризовать как «исключительный и непредсказуемый контекст», – указано в обобщении.
Свежие комментарии