В МИНУВШЕЕ воскресенье в Кишинёве снова было неспокойно. В центр молдавской столицы съехались люди из разных районов страны на антиправительственный митинг. Народ требовал, чтобы власть оплатила квитанции населения за природный газ, электроэнергию и отопление за весь зимний период.
Возмущение молдаван понятно.
Во-первых, сейчас в Молдавии самые высокие тарифы в Европе. Во-вторых, с учётом высокой инфляции за последний год людям попросту перестало хватать денег на первоочередные нужды, в том числе и на еду. Тем более, что цены на продовольственные товары росли быстрее, чем в остальных сегментах рынка. При этом представители власти не бедствуют, накапливая на своих личных счетах миллионы. В таких условиях людям ничего не остаётся кроме как выражать публично своё возмущение сложившимся положением.Вот только нынешние властители Молдавии уверены, что митинги против них – это вовсе не показатель отношения народа к действиям власти. В протестах виновата оппозиция, которая сама рвётся к власти. А также Россия, цель которой взять Молдавию под своё управление. В общем виноваты во всём внутренние и внешние так сказать враги. А в целом, судя по доводам и отчётам молдавских властей, народ в стране живёт хорошо. Как говорится, сытый голодного не разумеет.
ВПРОЧЕМ, в последнее время митинги и протесты стали обычным делом буквально во всех странах. Народ взрывается повсюду, начиная от ряда европейских стран до далёкой Аргентины. Видимо и туда дотянулась «рука Москвы», судя по комментариям политиков.
На этом фоне Приднестровье выглядит практически оазисом спокойствия, хотя и нашу республику коснулись последствия нынешних политических и экономических бурь. Энергетический кризис, резкое повышение цен на продовольственные товары, медикаменты и топливо, изменение транспортной логистики в сферах импорта и экспорта – всё это привело к негативным последствиям для благосостояния населения.
Хотя, если начистоту, приднестровцы за редкими исключениями никогда и не жили богато. На протяжении многих лет власти объясняли это непризнанностью ПМР, отсутствием природных богатств, малой территорией и враждебными действиями Молдавии, которая беспрестанно вставляет палки в колёса приднестровской экономики. А в последнее время появился ещё ряд причин для ухудшения ситуации: это и пресловутый ковид, и военные действия на Украине, и активизация враждебности к Приднестровью со стороны Молдавии.
Вот, например, молдавские власти снова задержали продовольственные грузы для левого берега Днестра. А также продолжают дестабилизировать работу Молдавского металлургического завода, выдавая экологические разрешения всего на месяц, что не даёт предприятию строить долгосрочные планы. А недавно в Молдавии вообще приняли так называемый закон о сепаратизме, который теоретически можно использовать против любого гражданина ПМР. Хотя он конечно больше направлен против должностных лиц в приднестровских органах власти.
И всё же, несмотря на все эти потрясения, обстановка в Приднестровье остаётся относительно стабильной. В том числе возможно и потому, что приднестровцам не приходится снимать с себя последние штаны, чтобы заплатить за коммунальные услуги. Власти компенсируют разницу между их реальной стоимостью и размером установленного тарифа из бюджета. И такую возможность даёт в том числе и тот факт, что Приднестровье не платит за российский газ, накапливая за него долг. Потребуй Россия эти деньги и годами налаженная стабильность рухнет в одночасье. Но приднестровцы всё надеются, что до этого не дойдёт.
В ТОЖЕ ВРЕМЯ нельзя сказать, что в Приднестровье очень уж спокойно. Например, в начале февраля неожиданно забастовали бендерские водители маршруток. Причиной стало увеличение с нового года планового задания – со 100 до 150 рублей в день. Мол, пассажиропоток сейчас низкий и оплатить дополнительные 50 рублей водители просто не в силах. Поэтому это даже скорее не забастовка, а отказ выполнять работу по причине отсутствия возможности это сделать.
После вмешательства главы города Романа Иванченко ситуацию удалось стабилизировать. Плановое задание снизили на 17 рублей и водители приступили к исполнению своих должностных обязанностей. При этом городские власти их предупредили, что при повторении ситуации просто расторгнут с ними договоры. И напомнили, что пять лет тому назад ежедневный сбор с водителей был ещё выше – 160 рублей. Но с учётом подорожания топлива его снизили до ста рублей. И эти деньги идут не в чей-то карман, а на выплату отпускных всё тем же водителям, зарплаты обслуживающего персонала и налоги. Кроме того, Иванченко уточнил, что сейчас городу нужно вдвое меньше маршруток, но сокращать их намеренно пока никто не планирует.
Казалось бы, конфликт исчерпан. При этом были использованы как пряники (снижение планового задания), так и кнут (обещание уволить водителей при повторении ситуации). Однако вопросы всё же остались. Тем более, что, по словам главы госадминистрации Бендер, водители маршруток протестуют чуть ли не ежегодно – как минимум в шестой раз за последние шесть лет. Навряд ли они это делают из вредности. Скорее всего в системе транспорта есть определённые проблемы.
Во-первых, пассажиропоток и вправду уменьшился. Так, если в 2021 году бендерские автобусы и маршрутки перевезли чуть меньше четырёх с половиной миллионов человек, то в 2022 году пассажиров насчитывалось только около трёх с половиной миллионов человек. То есть увеличивать плановое задание при таких потерях – мягко говоря, неразумное решение. Однако, как объяснил глава Бендер, это было необходимо, поскольку предприятие, в ведении которого сейчас находятся маршрутки, в 2022 году работало себе в убыток. И сумма в 150 рублей – это его затраты. А ведь в эту сумму не включили ещё и налоги, которые тоже необходимо платить.
ДА! Налоги платить надо. И предприятие, в ведении которого находятся маршрутки, должно получать компенсацию своих затрат. Но кто посчитал затраты водителей маршруток? Кто высчитал разницу между их расходами и доходами? Может быть, водители тоже работают себе в убыток. Или зарабатывают копейки, на которое семью не прокормишь. В этом случае им угроза расторжения договора не страшна. Они его сами расторгнут и поедут туда, где смогут заработать больше. А таких мест предостаточно – за годы существования Приднестровья из республики уехало просто огромное количество людей. Как результат – значительное сокращение населения, нехватка кадров практических во всех отраслях экономики, несбалансированность между количеством пенсионеров и трудоспособными гражданами…
Возможно, что кто-то из читателей сейчас воскликнет: «Врёте вы всё! В последнее время в Приднестровье наблюдается миграционный прирост, судя по отчётам властей. То есть люди наоборот, приезжают в республику, а не уезжают». Вот только статистика – штука хитрая. И если просто высчитать разницу между прибывшими и уехавшими, то да – миграционный прирост налицо. А если разобрать всё по полочкам?
В частности, в 2021 году в республику по месту жительства прибыли всего 1.904 человека, а уехали на постоянное место жительства 4.629 человек. То есть всего за год Приднестровье потеряло больше двух тысяч человек. Откуда тогда миграционный прирост? Он образовался в основном за счёт тех, кто прибыл в республику временно, по месту пребывания. Треть из них – пенсионеры. Вряд ли такой миграционный прирост может радовать. Поскольку он вряд ли поможет, например, восполнить кадровый дефицит в республике или поспособствовать увеличению числа молодёжи.
НО ВЕРНЁМСЯ к проблемам бендерских транспортников. Поскольку они в какой-то степени отражают ситуацию во многих сферах экономики. Хотя бы в том, что принятые властями меры в этом случае были направлены в основном на то, чтобы вернуть водителей к работе и исключить их забастовки в будущем. А вот системные проблемы в транспортной сфере так и не были решены. Например, глава Бендер отметил, что «обязательно нужно вводить автоматизированную систему оплаты проезда, где оплата будет карточкой». Таким образом можно будет вести учёт всех доходов, всех пассажиров, всех льгот. И при необходимости государство будет финансировать те льготы, которые предоставляет. Тогда, по мнению Романа Иванченко, «у нас уйдёт масса вопросов и схема работы будет прозрачной». Вот только о необходимости этой меры власти говорят уж как минимум 10 лет, а воз и ныне там.
Остался также открытым вопрос увеличения расходов транспортников и уменьшения их доходов за счёт снижения пассажиропотока. Понятно, что этот фактор тоже должен быть компенсирован каким-то образом. В противном случае через несколько лет водителей в республике попросту не останется, как и врачей. Уже сейчас возникают трудности с транспортом у жителей ряда сёл. А завтра с такими же трудностями столкнутся и обитатели городов.
В общем, хорошо, что Приднестровье не сотрясают протесты и забастовки. Но это не значит, что народ всем доволен. Он просто тихо голосует ногами, покидая родные места в поисках лучшей доли или мотивируя своих детей на отъезд из республики. И закрывать на это глаза, мягко говоря, недальновидно.
Свежие комментарии