ВОЗМОЖНО, что в скором времени собственникам квартир, где никто не прописан, придётся платить за лифт. Сейчас плату за него взимают только с количества прописанных человек. Поэтому квартиры без прописанных оставались так сказать за бортом многоэтажных «кораблей». По крайней мере в части оплаты услуг за лифт. Поскольку остальные коммунальные платежи взимаются либо в зависимости от квадратных метров квартиры, либо от показаний приборов учёта. Однако приднестровские депутаты считают, что за лифт должны платить все, в том числе и собственники квартир, где никто не прописан.
Обсуждение этой темы в Верховном Совете будет продолжено. Тем более, что некоторые народные избранники предлагают изменить не только подход к оплате лифта, но и методику её расчёта. А именно, начислять плату за техобслуживание лифта исходя из квадратных метров квартир.
ДЕЖАВЮ. Иначе эту новость и не назовёшь. Поскольку вопрос оплаты за лифт уже не раз становился предметом бурного обсуждения в приднестровском обществе. В частности, ещё лет 10 тому назад в республике ввели принцип начисления оплаты за лифт с учётом квадратных метров квартиры, при этом с первого и по последний этаж. Однако это вызвало недовольство жителей многоэтажек, в особенности пенсионеров. Тогдашние депутаты отмечали на сессиях Верховного Совета, что избиратели обращаются к ним с запросами, в которых выражают своё негодование. Мол, услуга предоставляется не квадратным метрам, а конкретным жильцам. Поэтому новый принцип оплаты несправедлив. Особенно по отношению к одиноким пенсионерам, живущим в больших квартирах, которые не могут оплачивать и без того высокие тарифы на коммунальные услуги. Кроме того, неправильно это и по отношению к жильцам первых и вторых этажей, которые лифтом вообще не пользуются, но вынуждены платить за него. То есть, по сути, гражданам навязывают в приказном порядке ненужную им услугу.
В общем, депутаты судили-рядили и решили, что аргументы жильцов многоэтажек справедливы. А потому надо вернуться к оплате лифтов с учётом количества прописанных человек. Но спустя ещё несколько лет власти вдруг пришли к выводу, что лифт – это общее имущество дома. А значит взимать плату за него необходимо в зависимости от количества квадратных метров, которые принадлежат каждому собственнику. Примерно так же, как за обслуживание крыш, чердаков, лестничных клеток и других элементов дома, которыми пользуются все жильцы.
В ИТОГЕ законодатели снова поменяли нормы закона и установили новый порядок. Но он продержался недолго, поскольку народ опять возмутился. Мол, как это так? В лифте же ездят не квадратные метры, а конкретные люди. Вот с них и надо брать плату. При этом организации, которые обслуживают лифты, выдвигали в общем-то логичные аргументы в пользу «квадратных метров». Мол, в квартирах не всегда живёт то количество человек, которое прописано. А квадратные метры – величина постоянная. Поэтому и расчёты будут более справедливыми.
Однако законодатели решили в пользу народа и вернули прежний порядок оплаты за техническое обслуживание лифтом. То есть, в зависимости от количества прописанных. При этом жильцов первого и второго этажей от платы за лифт освободили на том основании, что они им не пользуются. Хотя опять же это был спорный вопрос. А вдруг всё же пользуются? Например, ездят каждый день в гости к соседям на пятый или на девятый этаж. Если же учитывать, что лифт – общее имущество дома, как, например, крыша, то значит им владеют также и жильцы нижних этажей. Владеют, но не оплачивают его содержание.
Так ведь можно и до абсурда дойти. Жильцам нижних этажей разрешить не платить за крышу – она же накрывает последний этаж. А обитателям верхних этажей не нужно обслуживание подвалов – к ним ведь плесень и блохи, которые появляются от высокой влажности в подвальных помещениях, не доползут. И почему жители квартир, окна которых выходят на лицевую сторону многоэтажки, должны платить за уборку придворовой территории сзади дома? Они же мусор там не видят и им он не воняет.
Но аргументы эти депутатам, видимо, показались несущественными. И народ снова начал платить за лифт в зависимости от количества прописанных. Пока не выяснилось новое обстоятельство. Оказалось, что в Жилищном кодексе лифт обозначен как общее имущество дома и платить за его техническое обслуживание надо с учётом квадратных метров. Постановление же правительства предписывает платить за лифт в зависимости от количества прописанных человек. Нестыковочка. Получается, что правительство нарушило закон, издав такое постановление.
ПОСЛЕ долгих дебатов депутаты наконец определились. С 2021 года плата за техобслуживание лифта и электроэнергию взималась только с жильцов с третьего по последний этаж и начислялась по количеству прописанных в квартире человек. А вот платить за услуги по капремонту, диагностике и освидетельствованию лифтов обязали всех жильцов в зависимости от количества квадратных метров квартиры. Причём эту плату взимали управляющие компании. Говоря проще, жэки.
Таким образом сейчас, например в Рыбнице, по счетам организации, которая обслуживает лифты, жильцы многоэтажек с нового года платят по 18 рублей 26 копеек за каждого прописанного в квартире человека. В прошлом году эта цифра составляла 16,5 рубля. Кроме того, в счёт ЖЭУК включены платежи за электроэнергию, диагностику и капремонт лифтов: по 75, 9 и 36 копеек соответственно за каждый квадратный метр квартиры. То есть за однокомнатную квартиру площадью около 33 квадратов выходит примерно 40 рублей. В прошлом году эта сумма была несколько меньше, поскольку подорожали такие услуги, как диагностика и капремонт лифтов. То есть на круг выходит около 60 рублей и больше.
Во сколько будет обходиться жильцам лифт, если депутаты придут к выводу, что эту услугу надо полностью оплачивать в зависимости от площади квартиры, пока непонятно. Ведь всё зависит от размера тарифов. Зато нельзя сомневаться в том, что обладатели больших квартир, где прописан всего один человек, снова начнут возмущаться. И снова депутаты будут на сессиях обсуждать этот вопрос.
ЧЕСТНО говоря, эта неразбериха с оплатой коммунальных платежей уже как-то поднадоела. Как и постоянное изменение законодательства в этой части. Например, власти всё никак не могут определиться с оплатой услуг за обслуживание водомеров. Эту ношу то оставляют на плечах жильцов, то передают водоканалам, заставляя людей заключать соответствующие договора с ними. Потом эту обязанность отменяют. А вот сейчас приборы учёта воды передают в ведение метрологической службы.
Отдельная тема для регулярных дебатов – это квартиры, владельцы которых вообще не хотят устанавливать счётчики. Формально их никто и не обязывает, на практике – вынуждают всеми доступными методами. Вот, например, недавно депутаты заявили, что поднимут плату за пользование водой по социальным нормам так, чтобы людям было выгоднее устанавливать приборы учёта воды. При этом никто и не думает наводить порядок в этой сфере, чтобы избавить народ от мороки с водомерами. Поскольку каждый раз, когда возникает необходимость их поверки или починки, людям приходится тратить уйму денег и времени на хождение по инстанциям.
ВПРОЧЕМ, вернёмся к лифтам. Как ни крути, а любой подход в оплате этой услуги будет вызывать недовольство отдельных жильцов. Поскольку квартиры разные. Одни большие, но в них прописан один человек. Другие маленькие, но прописанных больше, а по факту живёт один. В третьих вообще никто не живёт. Но лифт всем нужен. Потому что им пользуются все владельцы квартир: одни реже, другие чаще. К тому же в многоэтажках без лифта стоимость квартиры резко падает. Подобные прецеденты в Рыбнице были, когда в одной из многоэтажек жильцы сначала приняли решение вообще отключить лифт, а потом буквально умоляли всех представителей власти посодействовать тому, чтобы в их доме снова запустили лифт. Потому что поняли – без него в многоэтажке жить некомфортно.
И здесь, наверное, всё же стоит учитывать не мнение отдельных жильцов, а доводы организаций, которые обслуживают лифты. Кому как не им знать, сколько стоит техническое содержание лифтового оборудования? Понятно, что депутаты отстаивают интересы своих избирателей. Но разве в их интересы входит, чтобы лифты в доме остановились из-за того, что обслуживающая компания не в состоянии содержать, ремонтировать и обновлять лифтовое оборудование?
Тут, как говорится, или пан, или пропал. То есть либо за лифты будут полностью платить люди, причём при любой методике расчётов оплаты за эту услугу всегда будут недовольные. Либо люди будут платить за лифт по единой ставке с квартиры, а государство будет компенсировать лифтовым хозяйствам разницу между реальным и установленным тарифом. Либо лифты остановят и тогда за них вообще никому не придётся платить, но тогда жильцы многоэтажек будут ходить пешком. И не только они, а также гости, работники скорой или других служб, которые по роду деятельности вынуждены обходить квартиры. А ещё жильцам придётся доплачивать грузчикам за доставку тяжестей до дверей жилья или искать родственников и знакомых, которые им помогут в этом. Перспектива так себе. Но и постоянно менять законодательство в угоду разным группам населения тоже затея так себе. Будто у депутатов забот больше нет кроме как чуть ли не ежегодно обсуждать вопрос оплаты лифтов.
Свежие комментарии