На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Захава
    Зачем вывели? Там весь остров голая скала - спрятаться не где. Представьте себе, как обстреливают этот островок укры....Змеиный опустел –...
  • Александр
    Таких сообщателей надо выставлять в клетках в объектах, которым они угрожали.Приднестровье нак...
  • Lehanaizhe
    Это какой-то либеральный китайский мудак, даже у них есть такиеКитай склоняется ...

Рухнувший на ребёнка дом в Рыбнице снести никак нельзя

Рухнувший на ребёнка дом в Рыбнице снести никак нельзя

РЫБНИЧАНКА Алла Гонца, мама искалеченной Ирочки (на снимке), и сегодня вспоминает тот страшный для семьи день с содроганием. И удивляется, как не ёкнуло тогда её материнское сердце в предчувствии беды.

– У меня две дочки: Алина (12 лет) и Ира (5 августа ей исполнилось семь), – рассказывает женщина, стараясь держать себя в руках.

– Тогда, 3 июня, девочки с утра занимались делами во дворе… После обеда собирали в огороде клубнику. Часа в четыре попросились погулять на улицу. Я отпустила. Мы все отпускаем – в нашей части города других развлечений у детей нет. А минут через 15 это и случилось. Соседские дети прибежали и стали кричать, что Ирочка вся в крови, потому что на неё стена упала.

Алла как ходила по дому в халате и тапках, так и помчалась на соседнюю улицу – к дому, под руинами которого оказалась её малышка. К месту трагедии прибежала босиком и даже не заметила, что потеряла где-то по пути свою немудрёную обувку. К тому моменту родители тех самых ребят, что принесли Алле страшную весть, уже успели вытащить из-под завалов раненого ребёнка и вызвали скорую помощь.

Маленькую пациентку увезли в реанимацию. До больницы она даже не плакала – была в состоянии шока. Потом увидела шприц в руках медсестры и забилась в истерике – стала умолять маму увезти её домой. Но выполнить эту детскую просьбу Алла смогла только через месяц – в начале июля. Медики поставили девочке сразу несколько тяжёлых диагнозов: черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга, а также перелом теменной кости и сложный перелом ноги.

БЕДА подстерегла маленькую Ирочку Гонца на улице Окрайной. Топонимика подсказывает, что когда-то тут была городская околица. Хотя теперь этот частный сектор Рыбницы – практически центр города. От здания местной администрации сюда неспешно можно дойти минут за десять. Правда, придётся петлять по узеньким тенистым улочкам, на которых асфальт покрыт паутиной мелких и крупных трещин. Впрочем, как говорят обитатели этого микрорайона, «центровыми» они себя совсем не ощущают. Потому что «уклад жизни тут такой, как в сёлах, что у чёрта на куличках». Подтверждение тому – заброшки. То есть брошенные хозяевами дома.

О проблемах, связанных с жильём, у которого только формально есть владельцы, мы уже пытались в этом году привлечь общественное внимание («Гордиев узел квадратуры», «ДД», №6’2021). И тогда отмечали: статистика о состоянии сельских домовладений весьма печальна. Только в Рыбницком районе сотни домов, которые де-факто нежилые – у многих из них нет уже ни окон, ни дверей.

Но ни списать, ни перевести в статус выморочного имущества даже такие строения нельзя – юридически у этого жилья есть наследники. И даже в тех случаях, когда известно: эти люди обосновались за пределами ПМР и не собираются приезжать в село, местные власти бессильны. Они вынуждены просто фиксировать медленную гибель того, что в государстве называют жилым фондом. Потому что по приднестровскому законодательству в случае, если кто-то из наследников всё же объявится, он сможет отсудить обратно это своё имущество.

Есть у злободневной ныне проблемы приднестровских «заброшек» ещё одна особенность. Даже в том случае, если домовладелец властям известен и живёт он в республике, но не хочет или не может заниматься благоустройством своего участка, заставить его делать это весьма непросто. То есть теоретически – оно возможно. Но на практике нет реально действующего механизма, способного повлиять на ситуацию.

ПРОСТЫЕ житейские наблюдения показывают: не только в сельской местности, но и в самой Рыбнице полным-полно заброшек – десятки, если не сотни домов. И не только в районе городской окраины – на улице Степной, к примеру. За дикими порослями кустарников и в непролазных джунглях сорняков скрываются давно необитаемые строения на улице Заречной, на перекрёстке улиц Кутузова и Вершигоры, на улице Гвардейской…

В частности, на улице Окрайной бесхозными де-факто оказались сразу два домостроения. Де-факто, но не де-юре. Формально у этих домов есть владельцы. Хотя, как говорят живущие по соседству люди, хозяева этих «особняков» состоянием своей собственности не интересовались как минимум десять последних лет. Поэтому саманные домишки, раскиснув со временем от воды, стали развалюхами. А прилегающие к ним участки превратились в источник проблем для всей округи. На неухоженной земле разрослись сорняки, семена которых ветер рассеивал по соседним участкам. Но, если бы не ЧП с обвалом стены одного из этих домов, кто знает, обратили бы вообще власти внимание на существование здесь такой проблемы.

– Когда с девочкой случилось это несчастье, жители нашей улицы обратились в госадминистрацию с просьбой предпринять какие-то меры безопасности. То есть либо снести опасные строения, либо огородить их, – делится с вашим корреспондентом Антонина Никитина, дом которой находится напротив злополучных заброшек. – Власти отреагировали: на место происшествия приезжали не только сотрудники милиции, но и представители госадминистрации. А спустя время мы получили официальный ответ на своё письмо. В нём сказано, что владельцев заброшенных участков удалось установить. Один из них в Рыбнице – его обязали привести принадлежащую ему территорию в надлежащее состояние. Это – участок с домом, который пока ещё не развалился.

А вот с развалинами всё сложнее. Из письма госадминистрации следует: по установленному в ПМР регламенту для разрешения на снос объекта недвижимости необходимо заявление его собственника. При этом в документах, имеющихся в БТИ, собственником обвалившегося дома является человек, не прописанный по указанному адресу. А прописан там, по данным рыбницкого паспортного отделения, совершенно другой человек. Но «на основании вышеизложенного принять Решение о разрешении на снос объекта… не представляется возможным».

При этом никто не может сказать, как долго ещё простоит на улице Окрайной в Рыбнице саманный «дворец», дырявую кровлю которого поддерживают теперь уже только три стены. И понятно почему родители целого микрорайона живут в страхе за своих детей.

Разумеется об опасности, которая таится в этом покосившемся доме и которая в любую минуту может привести к трагедии, ребята знают. Многие из них знакомы с уже пострадавшей там Ирочкой Гонца и даже своими глазами видели, как травмированную девочку увозили на скорой помощи в больницу. Некоторые навещают её теперь, а потому знают: и два месяца спустя Ира всё ещё не может обходиться без инвалидной коляски.

Но что, если детское любопытство окажется сильнее страха и осторожности, а в это время…? Об этом папам и мамам даже думать страшно.

ВОЗМОЖНО, чисто по-человечески страхи родителей разделяют и представители власти, однако… Dura lex sed lex – так говорили основоположники римского права. В смысле «суров закон, но он закон», и ему нужно подчиняться. Другое дело, что если закон не отвечает требованиям времени, то его можно и нужно корректировать. Причём во многих других случаях приднестровские законодатели очень активно занимаются законотворчеством. А тут у них явная пробуксовка. Хотя очевидно, что проблема заброшек касается не только рыбницкой улицы Окрайной, не только Рыбницы и не только Рыбницкого района. Это беда всего Приднестровья – можно сказать, несчастье республиканского масштаба. И решать эту проблему надо на государственном уровне.

Как решать? Очевидно, что система административных наказаний в ПМР работает неэффективно. Возможно, потому что у нас – не так, как в западных странах. Там граждане боятся быть оштрафованными даже за такую мелочь, как переход улицы в неположенном месте.

Потому что даже мелкое административное нарушение чревато там целым рядом крупных неприятностей. К примеру, банк может отказать в кредите. Подразумевается: если ты не дорожишь жизнью и перебегаешь улицу, где нельзя, тебе нельзя давать деньги в долг – можешь не вернуть. Нарушил правила дорожного движения – оказался неконкурентным при трудоустройстве: работодателю не выгоден сотрудник, которому потом придётся оплачивать лечение… Примеры эти, конечно, условные. Но суть от этого не меняется: в других странах быть оштрафованным или не уплатить штраф – значит, дискредитировать себя в разных сферах социальной жизни. И зная, что в государстве информация такова рода «закольцована», добропорядочные граждане стараются не допускать каких-либо конфликтов с законом.

А у нас и менталитет другой, и система госконтроля иная. Потому не работает в ПМР система штрафов за несоблюдение принятых санитарных норм, правил благоустройства и т.п. Оно и понятно. Допустим, проштрафился ты, забросив свой дом в селе. Ну, кто об этом с тебя в городе спросит? На любом новом месте ты уже добропорядочный гражданин с безупречной репутацией. Чего напрягаться-то! Махнул рукой на своё административное нарушение – и забыл… Это же не уголовное преступление, правда?

И это явно нехорошо. А значит, система требует доработки. И тогда решение проблемы заброшек намного упростится.

ЧТО КАСАЕТСЯ жилья, владельцы которого уехали и десятилетиями не задумываются о состоянии покинутых домов. А государство всё ждёт: вдруг вспомнят?

Для таких безалаберных собственников ввести бы такой закон: уехал куда тебе надо по своим делам-проблемам – пожалуйста! Просто сменил частный дом на квартиру в многоэтажке – прекрасно! Но позаботься о том, чтобы твоё отсутствие не осложняло жизнь соседям. То есть сделай так, чтобы как минимум участок оставался ухоженным и приличным. Каким образом – это твоё хозяйское дело. Договорись с соседями, заплати кому-то…

Короче, делай, что хочешь. Только помни: не обеспечил порядок – через время, оговоренное в законе, твоя собственность станет государственной. И это жильё отдадут нуждающимся – без долгих бюрократических проволочек. Так что думай, уважаемый владелец жилых метров. А если ты наплевательски отнёсся к своим обязанностям собственника, то знай: против ветра не плюют – лишишься имущества.

ДУМАЕТСЯ: если бы такой закон в ПМР реально работал, заброшек в приднестровских городах и сёлах осталось бы гораздо меньше. Зато тех, кому государство предоставило долгожданное жильё, стало бы гораздо больше.

А ещё, быть может, тогда Ирочке Гонца не пришлось бы готовиться к школе, сидя в инвалидной коляске. К сожалению, сейчас у неё нет выбора – девочка сама двигаться не может. Но мечтает, как первого сентября вместе с другими ребятами пойдёт в первый класс.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх