В Приднестровье власти обнаружили ещё один пробел в законодательстве. Касается он профессиональных заболеваний. Их перечень утверждён приказом Минздрава. Однако в законодательном поле прописан порядок расследования и учёта только несчастных случаев на производстве. А вот о профзаболеваниях ни слова.
Между тем в Приднестровье, как и в любой другой стране, риск получить на работе острое или хроническое заболевание весьма высок. И не только на вредных производствах. Например, врачи ежедневно рискуют своим здоровьем и жизнью, общаясь с пациентами, которые могут быть носителями опасных инфекций. К тому же уровень профессиональных заболеваний наглядно демонстрирует состояние охраны труда на конкретных предприятиях или в производственных сферах. А если никто не считает людей, заболевших на рабочем месте, то и проблем не видно.
А проблемы есть. Об этом в прошлом году на конференции в ПГУ говорил начальник инспекции охраны труда Службы государственного надзора Владимир Ворона. Он отметил, что в Приднестровье нередки случаи допуска к работам людей, имеющих медицинские противопоказания к занятию теми или иными видами деятельности. А также существуют недоработки в области профосмотров. При этом Владимир Ворона сетовал, что специалисты инспекции четыре раза участвовали в комиссии по разработке законодательства в профильной сфере, однако все их инициативы были «зарублены» что называется на корню. Про психическое здоровье трудящихся и говорить нечего. Как отметил магистрант юридического факультета Игорь Гушан, сегодня во всём мире стресс на рабочем месте признан одним из основных факторов риска. Более чем в 50 процентах случаев возникновения сердечно-сосудистых заболеваний причиной становится именно нервная обстановка на работе. А ведь в Приднестровье эти заболевания давно стали лидерами среди основных причин смертности. Но никто даже не говорит о том, что необходимо по примеру других стран вести учёт стрессового уровня на работе.
При этом нельзя сказать, что в республике совершенно не уделяют внимания такому явлению как профзаболевания. Так, по информации Минсоцзащиты, существует ряд приказов, постановлений и положений, которые определяют критерии для признания болезни профессиональной. А также порядок проведения соответствующей экспертизы. При этом пострадавший на производстве как от несчастного случая, так и профессионального заболевания, имеет право на пособие. Часть его выплачивают из Единого государственного фонда социального страхования. Размеры: три годовых заработка при смертельном исходе, два – при установлении инвалидности I группы, один – при инвалидности II группы. Если же человек получил вследствие несчастного случая на работе или профессионального заболевания инвалидность III группы, то ему выплатят из средств ЕГССФ 0,5 годового заработка. Оставшуюся часть единовременного пособия обязана выплатить организация-виновник.
Но опять же, чтобы получить все эти выплаты, необходимо доказать причинно-следственную связь между работой и заболеванием. На практике сейчас сделать это достаточно сложно как раз из-за пробелов в законодательстве. Кстати, в 2023 году в Приднестровье пенсию по инвалидности, полученной вследствие трудового увечья или профзаболевания, получали всего 170 человек. То есть, судя по этой цифре, с профзаболеваниями в Приднестровье ситуация благополучная, как и с охраной труда. Либо, что более вероятно, реальной картины просто не видно из-за того, что сейчас на предприятиях не ведут учёт работников, заболевших из-за неблагоприятных рабочих факторов.
Понятно, что работодателям и не надо, чтобы реальная картина состояния здоровья работников была отчётливо выражена. Ведь тогда придётся тратиться на профилактику. То есть, например, менять производственное оборудование или материалы, устанавливать технологические перерывы для работников, обеспечивать средствами индивидуальной и коллективной защиты. А также стимулировать работников на занятия спортом и физкультурой, проводить их диспансеризацию. Всё это по законодательству требуется и сейчас, но можно ведь отодвинуть подобные вещи на второй план. Особенно если нет внятной статистики в этой сфере.
Впрочем, в Приднестровье даже случаям гибели людей на рабочем месте не уделяют должного внимания, что уж тут говорить о профзаболеваниях. В частности, на уже упомянутой выше конференции в ПГУ, специалисты говорили, что приднестровское законодательство в этой сфере весьма отрывочно. В результате чего работодатели или должностные лица виновные в гибели рабочего, даже не несут ответственности как таковой. Поскольку получают либо штрафы, либо условное лишение свободы. И при таком отношении государства к безопасности людей на рабочих местах ситуация вряд ли изменится к лучшему.
Возможно, что поправки в законодательство, которые установят порядок расследования и учёта случаев профессиональных заболеваний, станут первым шагом для исправления ситуации. В частности, законодатели предлагают прописать, что особому вниманию подлежат острые и хронические профзаболевания работников, которые возникли в результате однократного или длительного воздействия высоких концентраций химических веществ в воздухе рабочей зоны. А также вследствие других неблагоприятных факторов. Заниматься этим будут профильные врачи медучреждений совместно со специалистами санитарно-эпидемиологической службы и представителями работодателя.
Кроме того, власти предлагают прописать обязанности работодателя при возникновении у работников профзаболеваний. Среди них – подготовка документов, необходимых для проведения экспертизы связи заболевания работника с профессией, предоставление нужной информации специалистам. Особое внимание уделят тому, чтобы на уровне закона обязать работодателя предпринимать меры по предупреждению у его работников профзаболеваний.
Безусловно, подобные поправки в законодательство необходимо было внести давно. Однако стоит помнить, что мало написать хороший закон. Необходимо ещё и принять меры для того, чтобы его исполняли и привлекать к ответственности нарушителей. Иначе даже самая хорошая инициатива так и останется всего лишь строчкой на бумаге. А для рабочих ничего не изменится.
Свежие комментарии