На заре принятия карантинных мер из-за коронавируса мир восхищался кадрами возвращения дельфинов в Венецианский канал. В Рыбницком районе возвращение природы в места, обжитые населением, всё происходит не так мило. Дельфины в речке Сухая Рыбница так и не появились, а вот волки по селу гуляют как у себя дома.
Как утверждают жители села Андреевка, наблюдать за смертельными мучениями собственного скота становится делом привычным. И ходить далеко не надо – волки нападают на домашних животных рядом с домом. Могут даже в сарае «похозяйничать».
Время суток их тоже не смущает, ночи не дожидаются. Нередко хищники поступают по принципу «не съем, так понадкусываю». После них на земле находят вовсе не обглоданные кости, а просто растерзанную козу. Животное может ещё подавать признаки жизни. Приходиться дорезать, чтобы облегчить мучения и утилизировать – мало ли какая зараза могла передаться от диких охотников. Остаётся только утешение, что людей хищники пока не трогают.
Первые нападения начались ещё в прошлом году. Загибая пальцы, местные жители перечисляют семьи, чьё хозяйство посетила «беда из леса». Кто-то насчитал 12 подвергшихся нападению голов, кто-то – уже 27. И это только мелкий рогатый скот. Непонятная история случилась с коровой одного из адреевцев. Но дело было ночью, поэтому нет доказательств, что «кормилице» нанесли раны именно лесные гости. Зато есть свидетели, которые видели попытку волчьей стаи напасть на лошадей. Но клыкастые в тот раз остались ни с чем.
А что же государство? Оно же должно защищать людей каким-то образом от подобных нашествий. Тем более таких массовых. Однако в министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР указывают совершенно другие цифры. Как следует из ответа на запрос «Доброго дня», власти зарегистрировали всего 7 случаев нападения диких животных на домашний скот в Андреевке. Конкретнее – две атаки лесных гостей произошли в 2020 году. Тогда пострадало трое домашних животных. Ещё 5 случаев уже в этом году – сельчане лишились ещё семи рогатых. Такую разницу в подсчётах сельская администрация объясняет просто – не все хозяева обращаются в официальные организации для фиксирования произошедшего. Вот и остаются они пострадавшими только с собственных слов.
Возможно, что жители села просто не видят смысла обращаться к властям с подобными проблемами. Ведь чем они помогут? Взять, например, жительницу села Ольгу. К ней беда в дом постучалась два раза подряд. Сначала в результате несчастного случая женщина потеряла мужа. А следом пришли волки и уничтожили основной источник семейного дохода – дойных коз. В реалиях загородной жизни, где многие выживают без официального стабильного заработка, домашнее хозяйство – ключ ко спасению. Остаться без скотины – страшно, накопить на покупку новой – маловероятно. А по информации Минсельхоза никакая компенсация убытков, причинённых дикими животными, жителям республики сейчас не предусмотрена. Более того, тем, кому довелось пострадать от действий хищников, ещё предстоит открыть кошелёк пошире. После осмотра ветеринаром «места происшествия», утилизировать трупы должны сами владельцы. И это означает совсем не то, что «взять лопату и вырыть яму». Есть установленный законом порядок. На хозяина возлагаются расходы по транспортировке, переработке и уничтожению трупов животных. Причём это необходимо сделать в течение суток, чтобы минимизировать возможность появления очага инфекции. Получается, что вместо помощи государство возлагает на пострадавших ещё и дополнительные обязанности.
При этом прекратить самостоятельно нападения хищных животных люди тоже не могут. Как и оградить скотину от агрессоров.
– У меня только коров 11 штук, – делится жительница села Светлана, тоже понесшая урон от действий хищников. – Как я могу оградить всё хозяйство от беды? Запереть их всех в сарае летом, в жару? Лишённых выгула животных нужно же чем-то кормить. Такое количество травы ежедневно косить физически невозможно!
Более того, люди даже не знают, действительно ли волки нападают на домашнюю скотину. Некоторые особи, которых свидетелям удалось увидеть мельком, обладают рыжим окрасом. Поэтому это могут быть хищники другого подвида. Или вовсе одичавшие крупные собаки, которые потеряли страх из-за голода. Возможно даже, что это гибридные особи, которые родились в результате смешения двух подвидов. Для того, чтобы выяснить точно, кто вовсю «санитарит» в Андреевке, нужно знать врага в лицо. А пока что нет никаких фото или видео-доказательств. Оно и понятно, при встрече с хищниками лицом к лицу сельчане забывают включить камеру на телефоне, предпочитая думать о самосохранении. Так что показать специалистам нечего.
В подобных ситуациях обычно зовут на помощь охотников. К тому же Минсельхоз ежегодно издаёт приказы «О создании оперативных групп по отстрелу нежелательных видов животных», на основании которых и ведётся отстрел хищников. Охотники действуют на территории каждого района ПМР. Вот только есть в этой истории одна большая загвоздка. Спортивная охота, как и мероприятия по отстрелу, проводится на участках, прилегающих к населённым пунктам. Вот только сами хищники – далеко не дураки или просто везунчики. Они спокойно орудуют в самом населённом пункте, оставаясь под защитой закона. Вполне логично, руководство нашего города и района не может дать разрешение палить из ружей посреди села. Для этого нужны гораздо более веские основания, чем «кто-то кого-то видел». А серьёзных доказательств, как уже упоминалось выше, никто так и не смог предоставить. И что делать? Брать пример с надоевших хищников? А именно – выжидать в засаде удачного момента для нападения. Пока кто-нибудь из стаи не «проколется», оставив людям на память столь нужные неоспоримые доказательства. Абсурд…
Так что как ни крути, но пока государство не возьмётся более активно за решение подобных проблем, хищники продолжат чувствовать себя вольготно вблизи людских поселений. Но что надо, чтобы чиновники взялись за это дело? Чтобы погибли люди? Или чтобы сельчане в нарушение закона сами взялись за ружья? Так, может, не стоит доводить дело до крайности и принять какие-то меры уже сейчас. Например, изменить систему борьбы с дикими животными, реагировать не только на видео- и фото-доказательства, но и просто на сообщения жителей сёл, взять на себя обязанность по выявлению ареалов обитания и охоты хищников… В общем, решать проблему, а не спихивать её на плечи сельских жителей. Иначе в сёлах, кроме волков никого не останется. Да и они уйдут. Охотиться-то будет больше не на кого.
Свежие комментарии