Считанные дни остались до того момента, как в ПМР перестанет действовать Национальная платёжная система «Приднестровье» – с первого апреля карты НПС окажутся просто кусочками пластика. Это потому, что в республике начала работать единая платёжная система «Клевер».
Между тем многие жители республики так и не разобрались в том, как нужно действовать для правильного перехода с одной банковской карты на другую.
К ПРИМЕРУ, из-за необходимости такой замены с неприятностями столкнулся рыбничанин Владимир Петухов. Подробности возникшей проблемы мужчина изложил в письме, которое сам принёс в редакцию «ДД». Если коротко изложить суть истории, рассказанной журналистам, то получается следующее.
Владимир Петухов – российский пенсионер и получает свою пенсию в Приднестровском Сбербанке. В 2015 году мужчина оформил в рассрочку банковскую карточку национальной платёжной системы (НПС). И сделал – специально. Чтобы за полагающимися выплатами не отстаивать очередь в кассе, а снимать деньги в банкомате.
В 2020 году у Владимира Витальевича закончился срок действия его первой банковской карты НПС. Однако он оформил новую, заплатив за этот финансовый «инструмент» 25 рублей. Новая карта НПС должна была работать до 2023 года. Правда, с получением пенсии в банкомате у Петухова возникла загвоздка. Но причина была не в карте. Просто каждый раз, когда мужчина приходил получать свою пенсию, оказывалось, что в банкомате нет российских купюр. И пенсионеру приходилось становиться в длинную очередь к кассиру. Причём так продолжалось из месяца в месяц почти весь минувший год…
И вот в феврале уже нынешнего года терпению рыбничанина пришёл конец. Опять столкнувшись с отсутствием российских купюр в банкомате, он обратился в местный филиал финансового учреждения с требованием прояснить ситуацию.
– Я же специально брал карту, чтобы в очереди не стоять, – аргументировал своё возмущение пенсионер.
Но, ему объяснили: причина сложившейся ситуации – в нехватке валютной наличности. Попутно в разговоре сотрудница банка, с которой общался Владимир Витальевич, предложила клиенту бесплатно поменять имеющуюся карту НПС на новую – «Клевер». Но уточнила, что банкоматы эту новую карту ещё не принимают.
«Ну, раз ещё не принимают, то и я пока не буду торопиться с заменой», – решил Петухов.
«В марте я опять получал российскую пенсию, – рассказывает Владимир в своём письме. – Но в банкоматах мою карточку НПС уже не приняли. Потому что пенсию можно было взять уже только по карте «Клевер». Причём оказалось, что за неё надо заплатить 35 рублей. То есть сначала сказали, что замена бесплатная, а теперь – за деньги…»
ВНЕСТИ ясность в сложившуюся ситуации «ДД» предложил управляющему Рыбницким филиалом ЗАО «Приднестровский Сбербанк» Игорю Михайлову. Ответ на наш запрос пришёл буквально через день. По сути в нём говорилось следующее.
Новая платёжная система «Клевер» была анонсирована в октябре 2020 года. Тогда же и началась широкая информационная кампания, которая включала в себя все информационные каналы: от радио и телевидения, до групп в соцетях и различных мессенджерах. В то же время всем клиентам были отправлены сообщения в интернет-банке.
В начале января 2021 года клиентам (а это почти 40 тысяч получателей) были отправлены соответствующие СМС-сообщения. Учитывая специфику возрастной категории (надо полагать, речь идёт о пожилых людях – В. П.), которая со сложностями воспринимает современные технологии, а также то обстоятельство, что не у всех пенсионеров есть мобильные телефоны, в период с 11 по 14 февраля автоинформатор Сбербанка обзвонил ещё порядка 36-ти тысяч человек. Пропустить этот звонок было невозможно – робот совершал три попытки ежедневно и каждый раз ждал ответа 45 секунд. Если всё же не удавалось дозвониться, автоинформатор повторял цикл на следующий день, но уже в другое время.
Для автоинформатора на студии был записан аудио-ролик. Подняв трубку, клиент слышал сообщение, которое дословно звучало так: «Здравствуйте. Вам звонит автоинформатор Приднестровского Сбербанка. Получите пенсионную карту «Клевер» бесплатно до первого марта в любом отделении Сбербанка. Приходите с паспортом и пенсионным удостоверением». Голос мужской, дикторский, чёткий. Темп речи ниже среднего, чтобы пенсионерам все было понятно.
После первого марта, когда началась платная замена, автоинформатор обзвонил оставшихся клиентов и сообщил, что с апреля карта НПС перестанет работать…
До конца февраля 2021 года Сбербанк бесплатно менял пенсионные карты НПС на «Клевер». За это время 90% пенсионеров, обслуживаемых банком, поменяли свои карты… С марта 2021 года карты стали платными: пенсионная стоит 35 рублей, стандартная – 50 рублей.
Теперь все банкоматы Сбербанка настроены для работы с картами «Клевер». Они выдают наличные как в приднестровских, так и в российских рублях. И делают это всего за 56 секунд.
Более того, карта «Клевер» на всей территории республики позволяет и в торговых точках, где установлен соответствующий терминал, и в аптеках и на АЗС платить в российских рублях так же, как и в приднестровских рублях. Процедура та же: пенсионер говорит кассиру, что будет расплачиваться бесконтактной картой «Клевер». Кассир вводит требуемую сумму в рублях ПМР. Пенсионер подносит к кассовому терминалу свою карту «Клевер», к которой прикреплён счёт в рублях РФ. Деньги на счету будут автоматически сконвертированы в рубли ПМР по специальному курсу для пенсионеров. Он немного выгодней наличного курса обмена валюты, о чём на сайте Сбербанка имеется соответствующая информация.
И тем, кто ещё не сменил свою карту НПС на карту «Клевер», необходимо сделать это до первого апреля. Потому что потом все карты НПС, выданные когда-то в Сбербанке или Эксимбанке, перестанут работать вообще. С их помощью нельзя будет оплатить покупку в магазине или снять наличные.
«Сразу отметим, – указал Игорь Михайлов в своём ответе на запрос «ДД», – что с деньгами на карте НПС после её отключения ничего не случится. Деньги хранятся не на карте, а на счету, к которому привязана карта. Если не оформлять карту «Клевер», наличные со счёта можно будет снять только по паспорту в отделении банка».
ВРОДЕ БЫ всё ясно. Однако пенсионер Петухов по-прежнему считает, что приобретать «Клевер» его заставляют вопреки справедливости.
– Я меньше года назад уже оплатил одну банковскую карту, – аргументирует он. – И эта карта ещё несколько лет должна была мне служить. Я не хотел менять НДС на «Клевер» – это было решение финансовой организации. Так почему я должен оплачивать их решения?! То, что они предупреждали клиентов – это хорошо, но до меня эта информация не дошла своевременно и понятно. По-моему, так банк должен тем клиентам, которые в своё время заплатили за карты НПС, оставить право пользоваться ими до окончания срока действия. Тем более, что подобный прецедент в республике есть – карты «Радуга», которые Агропромбанк выдал своим клиентам, остаются в ходу до срока окончания их действия.
А ещё наш читатель убеждён, что над сложившейся ситуацией не мешало бы подумать прокуратуре ПМР, уполномоченному по правам человека… То есть работникам всех тех структур, которые созданы государством для защиты интересов всех граждан независимо от того, клиентами каких банков они являются.
И, быть может, он прав…
Свежие комментарии