Не будь перестройки, в нынешнем году народы многонационального Советского государства, раскинувшегося на одной шестой Земного шара, могли бы отпраздновать 107-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, которая резко изменила ход развития всемирной истории. На нашей планете впервые появилось государство, где к власти пришли трудящиеся.
В СССР успешно осуществлялось строительство социалистического общества – без богатых и бедных, без эксплуатации человека человеком.Но вот уже четырнадцать лет, как к власти на мутной волне перестройки под лозунгом демократии пришли люди, целью которых было разрушение всех завоеваний Октября и перевод страны на капиталистические рельсы. Страна стала стремительно разваливаться. Вместо союзных республик появились самостоятельные государства. То тут, то там поднимал змеиную голову национализм. Оказалось, что мир беззащитен перед терроризмом.
Свое пришествие во власть демократы ознаменовали началом массированной идеологической атаки на все, что связано в сознании людей с Великой Октябрьской социалистической революцией и целой эпохой существования Советского государства. Если бы можно было, они переписали бы заново историю. Но поскольку изменить ход уже свершившихся событий, оказавших воздействие на судьбы всего мира, никому не дано, они пытаются хотя бы извратить, переврать, очернить то, что еще может напомнить людям об их жизни в едином, высокоразвитом, культурном и просвещенном государстве.
И первое, что вызывало самое сильное раздражение у новых хозяев жизни, это любимый и почитаемый народом праздник – День 7 Ноября. Вначале его переименовали в День примирения и согласия, а теперь вот в России, например, вообще отменили.
Накануне 107-й годовщины Великого Октября ваш корреспондент попросила рыбничан оценить значение этого события («большое видится на расстоянье»), выразить свое мнение о празднике, который предали. А заодно поговорить о жизни. Надо сказать, наши читатели высказали немало интересных, нестандартных мыслей по этому поводу. По смыслу их можно было бы разделить на три группы. В первую я бы включила тех моих респондентов, кто и сегодня предан идеалам Октября. Во вторую – тех, кто считает революцию ошибкой. В третью – сомневающихся. И тех, кто вообще ничего не знает о Великой Октябрьской социалистической революции. Есть у нас теперь и такие.
ОТНЯЛИ У НАРОДА СТРАНУ
Для Ивана Васильевича, участника Великой Отечественной войны, Великий Октябрь – это олицетворение жизни его поколения. Счастливой жизни, несмотря на невзгоды, выпавшие на долю советских людей. И ему совершенно непонятно, как это можно отрицать. Сегодня он старается не вмешиваться в политику. Годы дают о себе знать, болезни одолевают. Но жить в вакууме не может. И не может понять, почему в России накануне 7 Ноября – праздника, который там запретили, – в который уже раз поднимают вопрос о перезахоронении Владимира Ильича Ленина. Будто бы больше никаких проблем в государстве не осталось. Только эта. Может, хотят внимание людей отвлечь от политических, экономических, социальных проблем, которые решить не могут? Но, скорее всего, ненавидят демократы Ленина, потому что великий это был человек. О народе думал. А этим, нынешним, лишь бы побольше богатства к рукам прибрать. Они теперь Деникину, видишь ли, поклоняются.
Многие из людей старшего поколения соглашаются с ветераном. Ведь невозможно отрицать, что в Советском государстве было осуществлено подлинное равноправие людей, независимо от национальной или расовой принадлежности. Бесплатное образование, здравоохранение. Отсутствие безработицы. Право на отдых. Обеспеченная старость. И, хотя непросто решались жилищные проблемы, но получение квартиры не было пустой надеждой. Все это осталось в прошлом. Люди совершенно неожиданно для себя столкнулись с безработицей. Не каждому нынче доступно высшее образование, высококвалифицированная медицинская помощь. Не всякий талант сможет в наши дни пробить себе дорогу. Но серость, имея большие деньги, запросто может стать «звездой».
Слишком велик контраст между прошлым и настоящим. Вот откуда лютая ненависть к Ленину. А еще и страх. Ведь Ленин – это не только наше прошлое, это еще и подсказка, что делать. Отсюда и попытки подменить истинных героев такими, как Колчак, Деникин.
В семьях коренных рыбничан, наверное, сохранились воспоминания о том, какие зверства чинили в наших местах деникинцы в годы гражданской войны. Как буквально вырезали и уничтожили рабочих сахарного завода, известных своими революционными настроениями. Как расстреляли и спустили под лед первого председателя Рыбницкого ревкома Антона Завадского, как живым сожгли в паровозной топке комсомольца Антона Глимбовского. Сегодняшние хозяева жизни поднимают на щит Деникина, именуя его защитником отечества. Но ведь белогвардейский генерал защищал самодержавие, помещиков, капиталистов. Для него врагом был взбунтовавшийся, забывший свое место народ. Странный идеал выбрали демократы, якобы пекущиеся о благе народа.
Но не только ветеранам, оказывается, близки идеалы Октября. Рыбничанке Ольге 24 года. Когда началась перестройка, она была еще ребенком. Но вот что она говорит:
– Может быть, то, что ушло в прошлое, я воспринимала по-детски, но мне жаль, что уничтожен социалистический строй. Я помню, что раньше все работали, трудоустройство не было проблемой. Сейчас я безработная, несмотря на то, что у меня среднее специальное образование. Сегодня хорошо тем, у кого есть деньги. А таких немного.
– Вы не подумайте, что у моих близких жизнь после революции сложилась безоблачно, – рассказывает Ольга. – По рассказам моей бабушки я знаю, что прадедушка был раскулачен. Хотя он никого не эксплуатировал, а просто много трудился и стал зажиточным крестьянином. Всю его семью, в которой было трое малолетних детей, выслали на Урал, а его самого отправили в тюрьму. Много невзгод пришлось пережить прабабушке, но благодаря помощи простых людей ей удалось выжить и спасти детей. А потом жизнь наладилась. Репрессии – это, конечно, огромная, непростительная несправедливость. Но государство покаялось и старалось помочь обиженным людям наладить свою жизнь.
– Как много хорошего было в той жизни! – продолжает моя собеседница. –Никаких национальных распрей. В любой республике человек чувствовал себя, как у близких людей. А сейчас… Эти границы, таможни, паспорта внутренние и заграничные. Все время меняющиеся правила пересечения границ. В современной жизни так мало радости! Каждый день ждешь новых неприятностей.
Ольгу больше всего беспокоит то, что у людей исчезла уверенность в завтрашнем дне. Что люди стали апатичными, равнодушными ко всему, что их лично не касается. «Мы все сегодня, – говорит моя собеседница, – как стадо баранов без вожака». Все стали индивидуалистами. Ольга считает, что общество так разобщено потому, что идти людям не за кем. Лидера нет. Партий в Приднестровье нет. А, может, кому-то выгодно, чтобы люди беспорядочно дергались по жизни, не зная, куда и за кем идти?
Моя молодая собеседница справедливо заметила, что в политической жизни внутри нашей республики царит полный штиль. Коммунистическая партия существует, но она так и не сумела привлечь на свою сторону широкие народные массы, которые помнят, как в одночасье рухнула КПСС – ведущая и направляющая сила могучего государства. Были попытки создания в ПМР других партий и организаций, оказавшихся однодневками. В одном не стоит сомневаться – как только начинает о себе заявлять какая-то организация или партия, это значит, что нужны голоса избирателей или поддержка какого-то важного мероприятия, например, референдума. Проголосовали, и снова тишина, и лениво, еле-еле движется, подобно затянутой илом и заросшей болотной ряской реке, наша, с позволения сказать, политическая, да и общественная жизнь.
О том, что апатия поразила всех нас сегодня, говорит пенсионерка Татьяна Анатольевна:
– Ничего положительного не дала нам демократия. К власти пришли люди, которые не уважают не только историю, но и свой народ. Заставить человека, который добросовестно трудился всю жизнь, существовать на 300 рублей при том, что потребительский бюджет приближается к 800 рублям, – разве это достойно государства? Вот и стараются те, что у власти, вытравить у народа даже память об Октябрьской революции. А народ молчит.
Да, народ молчит. Куда-то вдруг исчезла, растворилась солидарность трудящихся. Неужто была просто вымыслом? Никто не оказал поддержки боровшимся за свои права работницам погибавшей швейной фабрики. Три года ожидавшим заработной платы сахароварам. Хотя бы один коллектив действующего предприятия выступил в защиту оказавшихся в тяжелейшей ситуации собратьев по классу? Поддержал? Помог? Да где там поддерживать других, если самих себя защитить не могут. Примеров тому множество…
ЭТО БЫЛО ОШИБКОЙ…
Пришлось столкнуться и с противоположными мнениями о Великом Октябре. У пенсионерки Валентины Григорьевны в общем-то хорошие воспоминания связаны с праздником Октябрьской революции. Работала она на передовом тогда предприятии – трикотажно-бельевой фабрике. Радостно было идти в праздничной колонне, рядом с товарищами по работе, сознавая, что в достижениях коллектива есть и твоя заслуга. Это был не только общественный праздник, но и семейный. После демонстрации собирались за празднично накрытым столом родные и друзья.
Но пришла перестройка. Многое в жизни изменилось. Валентине Григорьевне кажется, что произошло это потому, что после Октябрьской революции был избран неправильный путь. Не надо было строить социализм – общество не слишком обеспеченных людей, довольствующихся малым. И тогда, наверное, не нужно было бы все ломать, чтобы идти по капиталистическому пути. Ведь так и не удалось социалистическим государствам достигнуть такого уровня развития, которого добились капиталистические страны. Разве что Китай вырвался вперед… Вот и приходится живущим сегодня людям переносить столько трудностей, связанных с переходным периодом.
Уважая чужую точку зрения, позволю себе все-таки не согласиться с Валентиной Григорьевной. Не мешало бы вспомнить, с чего начинали большевики. И до первой мировой войны гигантская Россия значительно отставала от передовых капиталистических стран. Промышленной продукции в ней производилось в 14,5 раза меньше, чем в США, в 5,9 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Англии. Промышленных товаров на душу населения производилось в 13 раз меньше, чем в Германии и в 21,4 раза меньше, чем в США. Так что песнопения демократических «соловьев» о том, что дореволюционная Россия процветала, не больше, чем болтовня, рассчитанная на не слишком осведомленного слушателя.
Первая мировая война, а затем гражданская привели промышленность и сельское хозяйство в полный упадок. Если бы не Октябрьская революция, отдавшая власть в стране в руки народа, Россия оказалась бы в полной зависимости от иностранного капитала. Вот что ожидало бы страну, если бы она пошла тогда по пути капиталистического развития. А за годы Советской власти было построено государство с мощной промышленностью, с передовыми космическими технологиями, развитым сельским хозяйством. Советская страна стала одной из самых культурных и просвещенных стран мира. Но это было государство, которое находилось в капиталистическом окружении, а потому вынуждено было все свои свободные и несвободные средства бросать на укрепление обороны. И успехи в этой области были несомненны.
Не стоит забывать, что именно Советскому Союзу выпало на долю принять главный удар со стороны фашистской Германии. И сломать фашизму хребет. Разве можно сравнить состояние послевоенного народного хозяйства СССР и экономики Соединенных Штатов, которые не знали войн на своей территории практически за всю историю существования государства? Немало средств уходило на поддержку дружественных Советскому государству стран. Иначе было нельзя. Ведь после страшной разрушительной войны нам была объявлена «холодная война», рассчитанная на всемирную изоляцию СССР.
И вот еще что надо иметь в виду. В богатых капиталистических странах далеко не все живут в богатстве и достатке. Там всегда были и есть безработные, нищие, бездомные люди. Теперь и страны СНГ очень в этом преуспели. А по сумасшедшей роскоши даже переплюнули богатейших людей планеты, состояния которых складывались несколькими поколениями. На просторах СНГ супербогачи, переплюнувшие всех, появились за полтора десятилетия. Вот как, братцы, надо уметь воровать…
Среди немногих недовольных Октябрем кто-то сетовал по поводу того, что большевики преследовали верующих и уничтожали церкви. Кто-то считает одним из основных недостатков социалистической системы отсутствие гласности. Кому-то не нравится, что раньше не было возможности проявить себя предприимчивым людям. Эти суждения, как правило, основываются на личных, субъективных представлениях. И только один из моих собеседников попытался оценить завоевания Великого Октября, используя объективные критерии.
Тимофей Антонович отвечает на вопрос, заданный им самим: «А что было бы со всеми нами, если бы не произошла Октябрьская революция?» Мой собеседник – коренной рыбничанин. Правда, он много лет жил за пределами Молдавии. Но тогда это все равно была единая страна. Бабушка Тимофея Антоновича была служанкой у рыбницкого помещика пана Грушецкого. Уже в зрелом возрасте после революции научилась грамоте. Дедушка был путевым рабочим на железной дороге. Могли ли мечтать эти люди, что их дети и внуки смогут выбиться из нищеты, получить высшее образование, стать высококлассными специалистами?
– Вы только вспомните, – продолжает Тимофей Антонович, – сколько дала послереволюционная Рыбница выдающихся людей. Причем вышедших из самых бедных слоев населения. В семье крестьянина села Мокра родился Евгений Дога. Сегодня этот великий композитор известен всему миру. Выходец из простой рабочей семьи Михаил Молдован стал ученым, доктором биологических наук. Жители нашего города гордятся тем, что в Большом театре Союза ССР был солистом наш земляк Юрий Стадник, а певец Степан Грищенко – народный артист Украины. Из простых крестьянских семей вышли известный поэт Петря Крученюк, народный художник СССР Илья Богдеско, народный артист СССР Кирилл Штырбу. А чем могла похвастаться дореволюционная Рыбница? Тем, что случайно в селе Выхватинцы родился композитор Антон Рубинштейн? И так же случайно в Строенцах появился на свет полководец Петр Румянцев?
– Так что было бы совсем неплохо, – сказал в заключение Тимофей Антонович, – чтобы каждый, кто хоть три колена своего родства помнит, прежде чем оценивать наше прошлое, задавал себе простой вопрос: а что бы стало с каждым из нас, если бы не было Великого Октября? И тогда многое бы высветилось по-иному.
ТЕПЕРЬ Я ВЕРЮ В БОГА
Встретилось и такое мнение. Рыбничанка Мария Игнатьевна призналась, что когда-то она считала 7 Ноября своим праздником. И общественным, и семейным. Работала в коллективе. Чувствовала, что нужна людям. Ощущала заботу о себе. Но когда не стало Советского Союза, каждый все больше замыкался в своей скорлупе. Стало страшно жить – ведь везде и во всем можно было рассчитывать только на себя. И тогда она нашла свою истинную веру. Это вера в бога. Больше сегодня верить не в кого.
В самом деле, после распада Советского Союза многие пришли в церковь. Первыми, правда, это сделали пришедшие к власти демократы. Еще вчера громко провозглашавшие воинствующий атеизм, они вдруг превратились в истых верующих, во что очень трудно поверить. Но немало простых людей, потерявших веру в справедливость на земле, ищут ее сегодня на небесах.
РЕВОЛЮЦИЯ? НЕ СЛЫШАЛА…
Как-то бывший лидер ЛДПР Жириновский заявил, что не стоит пока заниматься перезахоронением Ленина. Надо подождать, когда уйдут из жизни люди, которые живут этим прошлым.
Мне почему-то вспомнились эти кощунственные слова, когда во время моих телефонных переговоров на связи оказались школьники. Пятеро учащихся от четвертого до девятого класса признались, что ничего не знают о празднике 7 Ноября и об Октябрьской революции тоже. Честно говоря, я сначала не поверила услышанному. Потом мне стало как-то не по себе. Это кого же мы растим, люди? Иванов, не помнящих родства? Ведь человек, не знающий истории своего государства, не вырастет истинным патриотом. Ему будет безразлична судьба своей страны, он никогда не узнает высокого чувства гордости и ответственности за то, что происходит с его народом. Не почувствует себя сыном или дочерью его. Человек без Родины – это же ненормально! Это действительно страшно…
Свежие комментарии