Будущее развитие переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем завит от успеха решения автотранспортной проблемы. А также – от того, как сложится заседание в формате «5+2», которое пройдёт в Стокгольме в первой половине ноября. Такое мнение высказал министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев.
«Приднестровье делает всё, чтобы сохранить сами переговоры и молдавскую сторону за столом переговоров. Но встреча в формате «5+2» в Стокгольме является, к сожалению, пока ещё не окончательно решённым вопросом. Многое здесь будет зависеть от Кишинёва. В ближайшее время наступит момент истины и мы поймем, готов ли он продолжать диалог или найдет любые предлоги, чтобы от этого диалога отказаться», – уточнил Игнатьев.
Руководитель приднестровского МИД добавил, что Приднестровье ждёт от встречи в Стокгольме конкретных договорённостей. И главный вопрос на повестке дня – это участие приднестровского автотранспорта в международном движении.
Как подчеркнул Игнатьев, уже с определённостью можно сказать, что запрет с 1 сентября на въезд автомобилей с приднестровскими номерами на украинскую территорию было спланированной акцией, которую осуществила Украина вместе с Молдовой.
«Утверждение молдавских властей о том, что они не хотели создавать проблемы людям и будто бы просили отменить запрет 1 сентября, а Украина якобы не пошла им навстречу, – это часть кампании по дезинформации. Реальность выглядит по-другому», – уверен дипломат. И добавил, что Молдова так и не отозвала ноту, которая была направлена Украине 28 января нынешнего года, и которая как раз стала причиной введения запрета на передвижение автомобилей с приднестровскими номерами. А 16 июля Молдова направила новую ноту вместе с целым пакетом документов, в котором приднестровские автономера исключались из международного дорожного движения. Финальным аккордом стало секретное совещание представителей таможенно-пограничных служб Молдовы и Украины, которое прошло 19 августа в Паланке.
«Там они окончательно согласовали формулу введения ограничений, согласовали все организационно-технические вопросы: кто и что будет говорить, кто и что будет отвечать. Украинская сторона как бы приняла на себя все обвинения, отводя Кишинев в сторону. Молдавская сторона сохранила лицо и умыла руки. Информации об этой встрече не было в СМИ, но мы располагаем данными о ней», – пояснил Игнатьев.
Что касается ноты, которую Молдова направила на Украину в конце августа, пытаясь якобы уговорить украинские власти не вводить запрет, то она была на русском языке. А он не является официальным рабочим языком ни в Молдове, ни на Украине.
«У нас есть основания полагать, что этот документ носит не совсем официальный характер», – сказал Виталий Игнатьев.
По словам главы приднестровского МИД, Молдова могла не допустить транспортного кризиса и у неё были способы для этого. Но молдавские власти ничего не сделали. А в середине сентября приднестровские дипломаты предлагали политическому представителю от РМ Владиславу Кульминскому совместно обратиться к Украине, чтобы снять введенный запрет, но тот отказался.
«На сегодняшний день по автотранспортной проблеме никакого движения нет – ни по машинам скорой помощи, ни по грузопассажирскому транспорту, ни по вопросам в работе ПРТС. Наш подход заключается в следующем: не должно быть никакого селективного подхода, никаких ограничений, необходимо создать условия для участия всех приднестровских автомобилей в международном движении», – заявил Игнатьев. И добавил, что что после 1 октября автовладельцы с приднестровскими номерами не могут вернуться домой через территорию Украины.
«На удивление, в сентябре мы увидели, что наши уважаемые международные партнеры – и Вашингтон, и Брюссель, и Вена в лице ОБСЕ – как-то неспособны повлиять на то, чтобы у нас не разрушался переговорный процесс. Они как бы очень ратуют за права человека, но права приднестровцев для них, видимо, являются каким-то вопросом другого плана», – резюмировал глава МИД ПМР.
Свежие комментарии