Прошло почти две недели после досрочных выборов в молдавский парламент, на которых проевропейская партия «Действие и солидарность» (PAS) одержала убедительную победу. Но нервное напряжение в регионе до сих пор не спадает. На правом берегу Днестра ещё не прошла эйфория победителей. А на левом – тревога о будущем, что вполне можно понять.
ЛИДЕР PAS – действующий президент Майя Санду. И теперь она может реально влиять на все решения законодательной палаты страны через депутатов-однопартийцев. То есть теперь ничто не помешает молдавской «леди босс» действовать по принципу «куда хочу – туда ворочу». И это очень тревожит даже тех приднестровцев, которые обычно не вникают в перипетии политики. Тревожит, поскольку люди понимают: для Приднестровья нелёгкие прежде времена сменятся ещё более тяжёлыми, и это так или иначе ударит по каждому жителю региона.
А каким видится развитие событий в регионе политикам, аналитикам и экспертам? «ДД» попытался обобщить некоторые из уже озвученных точек зрения. И картинка будущего из этих «пазл» получилась, увы, тоже не очень радужной.
МАЙЯ САНДУ ратует за вступление Молдавии в Евросоюз и НАТО. И одержанная PAS победа на выборах, как говорится, развязывает президенту РМ руки. То есть силовое решение приднестровского вопроса нынешний парламент наверняка одобрит. Конечно, вряд ли это будет вооружённым нападением на ПМР – в Кишинёве ещё помнят уроки прошлого. Но усиления блокады со стороны как Молдавии, так и Украины, Приднестровью вряд ли удастся избежать.
Также можно ожидать, что теперь на правом берегу Днестра активизируются антироссийские силы. Собственно этого и добивался Запад со времён распада СССР. И уже ни для кого не секрет, что победа самой Санду на президентских выборах была хорошо подготовлена США. Не последнюю роль в этом деле сыграл тогда американский посол Дерек Хоган, главной задачей которого стала политическая трансформация Молдавии в ещё один антироссийский плацдарм на постсоветском пространстве.
Потому проблема урегулирования приднестровского конфликта может стать козырной картой. Но – в политической игре, которую ведут США ради собственной выгоды. К примеру, если в экономической войне Америки и Китая позиция России покажется Вашингтону не совсем нейтральной. Тогда американцы начнут «давить на русских» с двух горячих точек – это Донбасс и Приднестровье. И для такой геополитической атаки США постарались создать все условия как на Украине, так и в Молдавии.
ВПРОЧЕМ, само Приднестровье всеми силами пытается удержать политическое равновесие в регионе. И представители республики заявляют, что настроены на продолжение переговоров с Кишинёвом, ожидают активности в этом направлении…
Но эксперты и политологи сомневаются в том, что от этих переговоров будет толк. Ведь у госпожи Санду нет вариантов для ПМР кроме одного: Приднестровье должно отказаться от своего нынешнего курса на независимость.
Действующий президент Молдавии (и теперь де-факто – идейный вдохновитель парламента) даже не рассматривает «мягкий подход» в решении приднестровской проблемы. То есть идею федерализации страны, которую предлагал предыдущий молдавский лидер Игорь Додон.
Впрочем, Приднестровье тоже не готово стать частью Молдавии на основе автономии или федерализации. Официальный Тирасполь по-прежнему настаивает на полном отделении от Кишинёва, ссылаясь на итоги референдума, который прошёл в республике в 2006 году – о независимости ПМР и последующим её вхождением в состав Российской Федерации.
Хотя сегодня очень сложно отделить политику от экономики. Так непризнанное мировым сообществом Приднестровье свой экспорт и импорт вынужденно легализует исключительно через Молдавию. И большая часть приднестровских товаров отправляется в страны ЕС.
ЧТО касается позиции РФ, то там официально признали итоги выборов в молдавский парламент. Но о тех просчётах, которые были допущены Москвой в своей геополитике, – молчат. Хотя просчёты, по мнению экспертов, очевидны.
К примеру, после того, как Молдавия подписала договор об ассоциации с ЕС, Россия ввела заградительные пошлины на молдавскую сельхозпродукцию. Формально – из опасений реэкспорта товаров из Европы. Однако это решение лишило молдавских сельхозпроизводителей налаженного рынка сбыта. А в итоге привела к антироссийским настроениям.
Но экономика Молдавии всё же очень зависит от России. Хотя бы потому, что она базируется на российских энергоносителях. Однако, как отмечают эксперты, Москва никак не использует свои экономические рычаги, чтобы повлиять на политику Кишинёва. Между тем, как сказал один авторитетный в прошлом человек, если вы не занимаетесь политикой, она займётся вами. Так оно и получилось…
ХОТЯ, быть может, это и не просчёты Москвы, а её хорошо продуманный и, что называется, тонкий политический расчёт? То есть Россия намеренно (хоть и помаленьку) «сливает» ПМР, как балласт… Или рассматривает его как своего рода трос, который не даёт Молдавии полностью оторваться от своего «восточного берега», чтобы окончательно уйти на запад?
Пока однозначного ответа на эти вопросы нет даже у экспертов. Но надо полагать, что молдавские власти всё же задумываются о цене российских энергоресурсов и важности российского рынка для аграрного сектора страны. А ещё – о судьбе молдавских мигрантов, которые трудятся в России…
Только вот Приднестровью при этом Кишинёв отводит незавидную роль разменной монеты. В том смысле, что можно ведь, пользуясь ситуацией, намеренно увеличить приднестровцам число проблем, осложняющих жизнь… А потом «ослабить хватку», если Россия, в свою очередь, согласится на компромисс.
Такой вот он – современный «рынок услуг», оказываемых политикой.
Свежие комментарии