ПРИДНЕСТРОВЬЕ вдруг стало одной из центральных тем международных новостей. Происходящими здесь событиями внезапно озаботились буквально все: журналисты, политики, пользователи соцсетей… Вопрос о нашей республике, по словам президента Литвы Гитанас Науседа, даже может быть включён в повестку предстоящего саммита НАТО в Мадриде.
При этом всех волнует только одно: втянется ли Приднестровская Молдавская Республика в военный конфликт?Да, действительно, этот вопрос задают не только политики и журналисты, но и сами приднестровцы. Причём если международная общественность практически не сомневается в том, что приднестровский конфликт будет разморожен, то само Приднестровье надеется на обратное. Хотя всё, что происходит вокруг нашего региона, напоминает тщательно срежиссированную фантасмагорию.
ИТАК, с самого начала полномасштабных боевых действий на Украине приднестровские власти сохраняли нейтральное отношение к этим событиям, не поддерживая ни одну, ни другую сторону конфликта. Но украинские власти и их западные партнёры упорно твердили о некой мифической угрозе из Приднестровья, несмотря на постоянные опровержения этого явного бреда как со стороны приднестровских, так и молдавских властей.
Однако украинские и западные политики не унимались. Более того, с каждым днём их риторика становилась всё агрессивней. Внештатный советник руководителя Офиса президента Украины по вопросам стратегических коммуникаций в сфере нацбезопасности и обороны Алексей Арестович даже договорился до того, что украинские военные могут помочь Молдавии захватить Приднестровье. При этом сами молдавские власти настаивали и настаивают на том, что решать приднестровский конфликт надо исключительно мирным путём.
А потом в Приднестровье начались теракты: выстрелы из гранатомётов, дроны со взрывчаткой, обстрел складов с оружием в селе Колбасна… При этом приднестровские правоохранители не сомневаются, что террористический костёр разжигает украинская сторона – все следы ведут именно туда. А вот президент Молдавии Майя Санду обвинила в терактах некие противоборствующие силы внутри республики. Правда, потом она взяла свои обвинения обратно, заявив, что может ошибаться в своих выводах. Украина же и её западные партнёры обвиняют в эскалации напряжения в Приднестровье Россию, хотя для самих приднестровцев подобные предположения звучат абсурдно.
Интересно также, что после терактов в Приднестровье риторика Украины и Запада резко поменялась. Все, кто до сих пор твердил о необходимости разобраться с ПМР, начали говорить, что военный конфликт в регионе им не нужен. Однако наряду с этим в информационном пространстве западных стран продолжают появляться разного рода «горячие новости». Мол, приднестровцы массово покидают республику, оставшееся население пребывает в панике, власти объявили мобилизацию…
ВОТ ТОЛЬКО всё это чистой воды враньё. Да, некоторые жители Приднестровья уехали из республики, но таких единицы. Мобилизацию никто не объявлял. Был введён красный код террористической опасности, отменены массовые мероприятия, установлены блокпосты на выездах из города. И всё! Паники в Приднестровье тоже нет. Люди, конечно, обсуждают между собой возможность начала военных действий на территории республики, однако надеются, что власти всё же смогут сохранить мир. Да и руководство Приднестровья раз за разом заявляет, что республика никому не угрожает, а военный конфликт здесь никому не нужен.
Наверное, режиссёрам этого спектакля очень обидно такое слышать. Они же сделали всё, чтобы раскачать ситуацию в Приднестровье. Чтобы люди начали массово уезжать из республики. Чтобы у приднестровских властей сдали нервы и они начали вооружать население, а может быть и публично обратились к другим странам за военной помощью. В идеале, к России, чтобы уж точно был повод заявить, что Приднестровье её сателлит. Но не получилось. И будем надеяться, что не получится.
Тем не менее вопрос о возможности начала войны в Приднестровье остаётся злободневным. И прежде всего для самих приднестровцев. Многие из нас, не скрою, ждали, что «ястребы войны» устроят серьёзную провокацию с далеко идущими последствиями в День Победы, который для всех жителей республики продолжает оставаться важным праздником. А также символом борьбы с нацисткой идеологией, которая сейчас на Западе переживает второе рождение, поддерживаемая чуть ли не на государственном уровне. К счастью, эти ожидания и страхи оказались напрасными. Но они никуда не делись. Поскольку каждый приднестровец понимает – республику активно пытаются использовать в своих интересах разного рода политические игроки и они продолжат своё дело. И спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации невероятно сложно.
ВПРОЧЕМ, как говорится, собака лает, а караван идёт. Вот и Приднестровье продолжает придерживаться мирной позиции. В этом контексте прошла недавняя пресс-конференция президента ПМР Вадима Красносельского. Он выразил надежду, что в конечном итоге те, кто принимают решения, проявят здравомыслие. А вся воинственная риторика относительно Приднестровья – это продукт для внутреннего потребителя стран, которые этой самой риторикой и занимаются.
Глава республики также пообещал, что правоохранительные органы найдут тех, кто совершил теракты на территории Приднестровья.
«Нападавшие дали нам хорошую фактуру для дальнейшего разбирательства. (…) Это отпечатки пальцев, которые изъяты. Это генетические экспертизы, которые проведены по тем биопробам, которые изъяты со всех устройств, которые применялись, и которые не стоят на вооружении в Приднестровье. Я приоткрою чуть-чуть. Допустим, при нападении был использован гранатомёт 2018 года выпуска. Таких нет физически здесь в Приднестровье. (…) Или пример: дрон следовал, там же память ведь осталась. В самом дроне есть память, которая фиксирует траекторию прохождения по той или иной территории через систему GPS. Это тоже нам всем известно – где он находился, где он взлетал, где его собирали и так далее», – уточнил Вадим Красносельский.
Президент ПМР также успокоил приднестровцев относительно складов в селе Колбасна. Он заявил, что охрана и оборона этих объектов усилена. Таким образом они надёжно защищены. Приднестровские власти, понимая опасность содержимого складов в Колбасне, поддерживают его утилизацию. Но как это сделать практически, пока непонятно.
И наконец, отношения с Молдавией. По мнению, Вадима Красносельского, правый берег Днестра извлёк уроки из 1992 года. А кучка реваншистов, нацистов, националистов и фашистов, которые там есть, малочисленны. В целом же молдавский социум против войны. Поэтому те, кто генерирует вооружённое противостояние против Приднестровья, будут иметь очень большие проблемы со своими гражданами, избирателями и социумом.
Более того, не так давно в Варнице прошли две встречи между представителями Приднестровья и Молдавии во главе президентом ПМР Вадимом Красносельским и вице-премьером по реинтеграции РМ Олегом Серебряном.
«Мы обсуждали вопросы безопасности, вопросы экономики, вопросы передвижения грузов, вопросы разблокирования ММЗ, вопросы энергопакета – это комплекс тех вопросов, которые накопились. Что происходит? На самом деле мы видим заморозку формата «5+2». Это объективно. Два гаранта, два посредника переговорного процесса – Россия и Украина – воюют между собой. Как их усадить за стол переговоров? Наверное, немыслимо на сегодняшний день. То есть, мы говорим о том, что формат пока работать не будет. Временно. (…) Политические представители работают. Но, опять же, без основного формата это всё тоже сложно. Если нет формата «5+2», надо переходить на другие контакты, к примеру, «1+1», – уточнил Вадим Красносельский на пресс-конференции.
Президент также добавил, что оценивать итоги встречи пока рано, но есть повод для оптимизма, хоть и осторожного. Тем более, что удалось решить некоторые проблемы в молдо-приднестровских взаимоотношениях. Так, Молдавская ГРЭС получила возможность ещё месяц поставлять электроэнергию на правый берег, а Молдавский металлургический завод сможет в течение мая получать сырьё из Молдавии и Румынии.
Конечно, между Приднестровьем и Молдавией ещё много нерешённых вопросов и главный из них, пожалуй, разный менталитет и видение общей картины мира. Тем не менее договариваться надо. Прежде всего по экономическим и гуманитарным вопросам. Потому что их решение позволяет поддерживать в регионе стабильность. И снижать риск обострения ситуации к минимуму. Приднестровье это понимает. А Молдавия? Возможно. По крайней мере, молдавские власти не отказываются от диалога. Так что отставим пессимистические прогнозы. Будем жить!
Свежие комментарии