СТРАННО всё. Примерно так можно охарактеризовать визит замглавы администрации президента России в Молдову.
Во-первых, странно, что этот визит был очень коротким. Ведь официальный представитель российского президента впервые приехал в Молдову после перевыборов в парламент.
То есть после того момента, когда власть в стране сосредоточилась в одних руках. Причём эти «руки» последовательно выступают за европейский курс Молдовы и, мягко говоря, недружественно относятся к России. И в отношениях двух стран назрело немало проблем. Казалось бы, при таких условиях, двух часов на переговоры маловато. Но… уложились.Во-вторых, Козак встретился только с президентом Молдовы Майей Санду и сопровождавшими её главой МИДЕИ Нику Попеску и вице-премьером по опросам реинтеграции Владиславом Кульминским. А ведь председатель молдавского парламента Игорь Гросу накануне визита во всеуслышание заявил, что очень хочет встретиться с российским представителем. Мол, проблем столько, что нужен прямой диалог с Россией. Но… у Козака на диалог с Гросу времени не нашлось. Зато оно нашлось на то, чтобы пообщаться с главами партий социалистов и коммунистов Игорем Додоном и Владимиром Ворониным. Встреча состоялась в российском посольстве и длилась два часа.
И наконец, ещё одна странность, пожалуй, самая главная – Козак не приехал в Тирасполь. Хотя до сих пор практически все российские политики, приезжая в Молдову, обязательно посещали Приднестровье. Более того, именно Дмитрий Козак считается экспертом в приднестровском вопросе. Поскольку занимается им уже 20 лет. И ещё в 2003 году он разработал так называемый «Меморандум Козака», который предусматривал урегулирование конфликта через ассиметричную федерализацию Молдовы. А в 2019 году именно после визита Козака была сформирована новая правящая коалиция из союза Партии социалистов и правоцентристского блока ACUM. Это помогло отстранить от власти Демпартию во главе с олигархом Владом Плахотнюком. Поэтому многие политологи ещё до приезда Козака в Молдову заявляли, что он едет не просто так. И действительно, получилось не просто.
ВСЕГО за два часа Молдова и Россия решили практически все наболевшие вопросы. Открыли дорогу на российский рынок молдавским фермерам и российским производителям на молдавский. Пришли к соглашению, что договор по газу должен отвечать интересам обеих сторон. Поговорили о социальных гарантиях для молдаван, которые работают в России. И конечно, не обошли вниманием Приднестровье. Вот только контекст был опять же, мягко говоря, странным.
В частности, Дмитрий Козак заявил, что на встрече обсуждался вопрос боеприпасов, которые находятся в Приднестровье. Речь идёт о складе в селе Колбасна , где хранится свыше 20 тысяч тонн боеприпасов, которые свозили туда после вывода советских войск из европейских стран.
«Нас попросили оказать содействие в урегулировании приднестровской проблемы и связанной с этим утилизацией боеприпасов. Мы тоже заинтересованы в утилизации этих боеприпасов, срок годности которых истёк, и они не подлежат транспортировке. Договорились об этом взаимодействии», – сказал Козак.
Но интереснее оказалось другое заявление российского визитёра, которое весьма удивило не только правый берег Днестра, но и левый. В частности, Козак сказал: «Россия готова оказывать содействие в том, чтобы вы [Молдавия и Приднестровье] договорились, не больше. Так же как и было раньше. Мы не готовы выдвигать какие-то свои собственные условия урегулирования – это не наше, это ваше внутреннее дело».
Эти слова вызвали неоднозначную реакцию. На правом берегу Днестра возликовали. Мол, вот оно! Наконец-то Россия отказалась от вмешательства в приднестровский вопрос, а значит можно его решать так, как мы хотим. Приднестровье, наоборот, озадачилось. То есть приднестровцы всё это время надеялись на то, что Россия их не оставит и вот-вот признает, а тут «это не наше, это ваше внутреннее дело». То есть оставила и не признает..?
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что официальные сайты приднестровских органов власти никак не отреагировали на визит Козака в Молдову и сделанные им заявления. Впрочем, возможно, что и МИД ПМР, и президентура ушли в отпуск, поскольку на сайтах этих структур нет вообще никаких сообщений с 6 августа. Но, думается, если бы Козак изъявил желание приехать в Приднестровье, то вся приднестровская верхушка прервала бы свой летний отдых ради такого гостя. И уж точно на официальных сайтах были бы сообщения об этом.
Впрочем, одно официальное лицо всё же высказалось по поводу визита Козака в Молдову. Депутат Верховного Совета Андрей Сафонов написал статью об этом, в которой последовательно убеждал, что все высказывания Козака представляют собой хитрые дипломатические приёмы. Вот, например, в вопросе о складах в Колбасне российский представитель сказал об утилизации только боеприпасов, «срок годности которых истёк», но не о ликвидации складов как таковых. А то ведь исчезнет причина для присутствия российских военных в Приднестровье.
И фразу «это не наше, это ваше внутреннее дело» Сафонов смог объяснить. Мол, Козак «…понял, что в Кишинёве желают, чтобы Москва надавила на Тирасполь с целью склонить приднестровскую сторону подчиниться прозападным властям РМ. И снова ответил приличествующей ситуации сдержанно-дипломатической фразой…».
Поэтому, сделал вывод депутат ВС ПМР «с точки зрения Приднестровья можно констатировать, что российский союзник фактически поддержал позицию, согласно которой, во-первых, давление на ПМР недопустимо, ибо ставит под угрозу стабильность и безопасность на юго-западе бывшего СССР; во-вторых, успех молдо-приднестровского диалога зависит прежде всего от самих Кишинёва и Тирасполя. Приднестровье всегда придерживалось именно такого подхода».
ТУТ, КОНЕЧНО, можно поспорить. Не говорил Козак об утилизации только боеприпасов, срок годности которых истёк. Из цитаты ясно и чётко понятно, что у всех боеприпасов, которые находятся в Колбасне, истёк срок годности, поэтому их надо не транспортировать, а утилизировать. Но, как говорится, каждый слышит, то, что хочет услышать.
Что касается российских военных, то да, при ликвидации складов, некоторая их часть, возможно, покинула бы Приднестровье. Но Россия официально участвует в миротворческой миссии. Как и Молдова, и Украина. Поэтому российские военные, точнее, миротворцы в любом случае останутся в Приднестровье. Как и молдавские, и украинские военные наблюдатели.
И по поводу молдо-приднестровских переговоров… Приднестровские власти не раз заявляли, что только Россия может способствовать их успеху. Более того, вот уже 30 лет Приднестровье живёт с мыслью, что Россия вот-вот признает ПМР. Просто пока удобный политический момент не настал. Поэтому, мол, она просто поддерживает существование приднестровской республики: газом, помощью пенсионерам, социальными проектами.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Россия все 30 лет подчёркивала: ей важна суверенная целостность Молдовы и Приднестровье часть этой целостности. И решать приднестровский конфликт необходимо только на этом условии. А что касается российской поддержки левого берега Днестра, так это, по сути, просто братская помощь своим гражданам и русскоязычному населению, которое оказалось на грани социальной катастрофы. Вот и в ходе встречи Козака с Санду был поднят вопрос о транспортной блокаде Приднестровья с 1 сентября. И российский представитель ясно сказал, что молдавские власти «делают всё, чтобы она не наступила… Исходя из того, что в Приднестровье проживают молдавские граждане». Заметьте, ни слова о том, что Россия каким-то образом участвует в разрешении этой проблемы или об неудобствах в связи с введением блокады для российских граждан в Приднестровье.
Да и газ, между прочим, Россия Приднестровью вовсе не бесплатно раздаёт. Стоимость каждого кубометра подсчитана и записана, как долг. Причём это долг молдавского газового предприятия. И «Газпром» регулярно подаёт в суды иски для взыскания этого долга. Другой вопрос, на каких основаниях, приднестровские власти используют газовые деньги на внутренние нужды. Если бы это происходило с согласия России, то, надо полагать, рано или поздно долг за газ был бы списан. А пока «Газпром» не списал ни одной копейки.
ТАК ЧТО, опять же возвращаемся к мысли: каждый слышит, то, что ему хочется. И выдаёт желаемое за действительное. Конечно, Россия дружественно относится к Приднестровью. И к Молдове. И ко многим другим государствам, в том числе непризнанным. И готова помочь при необходимости. Вот только, наверное, не стоит переоценивать эту помощь, искать скрытый смысл в словах политиков, дипломатов, официальных лиц. Они, безусловно, те ещё хитрецы и умеют вуалировать свои истинные намерения. Но в визите Козака, по моему, всё ясно и понятно. Приехал человек посмотреть, настроена ли новая молдавская власть на диалог с Россией или все её слова о налаживании сотрудничества просто книксен в сторону сторонников российско-молдавской дружбы. А что касается Приднестровья, так это забота исключительно Молдовы. Грустно, конечно, терять иллюзии, но, видимо, Приднестровью пора это сделать и менять что-то в риторике молдо-приднестровских переговоров.
Свежие комментарии